Постоянный контроль
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке в двигательном отсеке следует регулярно проверять даже в автомобилях с системой автоматического контроля.
Уровень охлаждающей жидкости можно точно проверить только при неработающем двигателе.
В запорной крышке (1) расширительного бачка (2) с охлаждающей жидкостью находятся клапаны повышенного и пониженного давления. Впереди на бачке находится метка уровня жидкости (3), на нее указывает стрелка с надписью «холодная/горячая».
Уровень охлаждающей жидкости хорошо виден даже снаружи в прозрачном расширительном бачке при закрытой крышке. При холодном двигателе ее уровень должен быть чуть выше маркировки «холодная».
При прогретом двигателе уровень охлаждающей жидкости повышается и снова понижается при охлаждении двигателя.
Добавление охлаждающей жидкости
Заметная потеря охлаждающей жидкости является признаком какого-либо нарушения или дефекта. Охлаждающая жидкость не расходуется и не может испаряться в замкнутой системе охлаждения. Иногда при перегреве двигателя может быть отжато немного охлаждающей жидкости к запорной крышке. О том, что нужно делать при потере охлаждающей жидкости, описано в этой главе далее.
Если открыть запорную крышку системы охлаждения при горячем двигателе, то существует опасность обвариться, поэтому будьте крайне осторожны:
- Рукой в перчатке или с тряпкой медленно откройте крышку вначале на один поворот и сбросьте повышенное давление в системе охлаждения Лишь после этого полностью отвинтите крышку.
- Если вы доливаете только воду, то постепенно разбавляете антифриз, поэтому сразу добавляйте немного антифриза.
- Не наливайте охлаждающую жидкость выше отметки (см. предыдущий раздел); охлаждающая жидкость расширяется при нагревании, и избыток будет вытеснен из системы.
- Небольшие количества жидкости вы можете доливать в расширительный бачок как при теплом, так и при холодном двигателе.
- При значительной потере жидкости и горячем двигателе нельзя доливать в расширительный бачок холодную жидкость. За счет «холодного шока» может деформироваться головка блока цилиндров или разорваться двигатель.
Совет: Вы не доставите удовольствия своей системе охлаждения, наливая обезвесткованную, дождевую, дистиллированную (конденсированную) или обессоленную (ионообмененную) воду. Эти виды воды вызывают более сильную коррозию, чем обычная, слабоизвестковая питьевая вода, т.к. в них нет естественных нейтрализующих веществ.
Антифриз
В системе охлаждения обеспечивает необходимое охлаждение двигателя не одна очищенная вода, а смесь из воды, антифриза и антикоррозийного средства. Поэтому точнее говорить об охлаждающей жидкости или об охлаждающем средстве. Соотношение элементов в смеси для европейских условий составляет 2:3, в северных странах 1:1.
Т.к. заправочные объемы в наших моделях отличаются друг от друга незначительно, то берите для морозоустойчивости до -25°С 2,5 л антифриза и доливайте примерно 4,5 л воды. При желаемой морозоустойчивости до -35°С используйте 3,5 л антифриза и затем долейте воду.
В качестве антифриза обычно служит этиленгликоль — жидкость на базе спирта, которая не испаряется и не улетучивается. Так же, как защита от замерзания, в охлаждающей жидкости важна и защита от коррозии, препятствующая образованию в системе охлаждения накипи, ржавчины и других продуктов коррозии, которые, являясь плохими проводниками тепла, снижают охлаждение — двигатель может перегреться. Поэтому нельзя сливать весной залитую на заводе охлаждающую жидкость с антикоррозийной защитой и заменять чистой водой. Хотя антифриз ухудшает теплоотдачу, но, с другой стороны, повышает точку кипения примерно на 5°С.
Каждый мясник хвалит свою колбасу, поэтому Opel рекомендует собственный антифриз с общей спецификацией GMEL 6368 для всех двигателей. В этом пункте мы не настолько верим в марку и стали бы брать любой антифриз, который содержит антикоррозийные добавки. Продукцию разных производителей можно смешивать без опасений. Но ради безопасности ознакомьтесь с соответствующей таблицей смеси каждого производителя.