Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора, как это описано в главе 5А.
2. Затяните стояночный тормоз, поднимите переднюю часть автомобиля домкратом и установите страховочные опоры (см. Поднятие автомобиля домкратом и установка страховочных опор).
3. Слейте моторное масло, как описано в главе 1Б.
4. Слейте охлаждающую жидкость, как описано в главе 1Б.
5. Распустите хомуты и отсоедините все шланги системы охлаждения и вакуумные шланги, навесив бирки (см. рис.).
Рис. 8.5, а. Сжав фиксаторы, снимите вакуумный шланг...
Рис. 8.5, 6. ...затем стяните шланг со штуцера вакуумного насоса
6. Снимите воздушный фильтр, как описано в главе 4Б.
7. Снимите ремень ГРМ, как описано в параграфе 3.
8. Снимите распредвалы, рокеры и гидрокомпенсаторы, как описано в параграфе 9.
9. Снимите опорный кронштейн насоса ГУР (см. рис.).
Рис. 8.9. Отверните болты (стрелки) и снимите кронштейн опоры насоса ГУР
10. Отверните болты крепления топливной рампы и трубок высокого давления к головке цилиндров (см. рис.).
Рис. 8.10. Отверните болты (стрелки) крепления топливной рампы и трубок к головке цилиндров
11. Отверните болты крепления и снимите теплозащитный щиток над выпускным коллектором.
12. Ослабив болт хомута крепления трубки РОГ к выпускному коллектору, отверните три болта крепления узла клапан/кулер/трубка РОГ к головке цилиндра и отведите его в сторону.
13. Снимите приемную трубу глушителя и отверните болты крепления выпускного коллектора, как описано в главе 4Б.
Рис. 8.13. Распустите хомут и отсоедините воздуховод турбонагнетателя (вид снизу)
Отсоедините и снимите оба маслопровода турбонагнетателя, ослабьте хомут и отсоедините выходной патрубок турбонагнетателя (см. рис.). Отсоедините вакуумный шланг от управляющего клапана турбонагнетателя и резиновый впускной воздуховод, соединяющий турбонагнетатель с узлом коллектора, от рулевой рейки. Уплотнительные шайбы маслопроводов турбонагнетателя выбросьте — для установки требуются новые.
14. Отверните болты крепления патрубка системы охлаждения к головке цилиндров (см. рис.).
Рис. 8.14. Отверните болт (стрелка) крепления патрубка системы охлаждения к правому заднему углу головки цилиндров
15. Еще раз проверьте, все ли отсоединено от головки цилиндров.
16. В последовательности, обратной последовательности затяжки (см. рис. 8.30), постепенно ослабьте болты крепления головки, на пол-оборота за проход, пока болты не будут отворачиваться рукой.
Болты годятся в утиль — для установки требуются новые.
17. Убедившись в том, что больше ничего не мешает снятию, снимите головку вверх. Головка довольно тяжела, возможно, потребуется помощник. Не кладите головку на привалочную поверхность, чтобы не повредить ее раньше времени.
18. Снимите с блока прокладку, обратите внимание на положение идентификационных просечек: спереди. Если направляющие втулки имеют слабую посадку, снимите их и сложите так, чтобы не потерять. Прокладку пока не выбрасывайте — сгодится для идентификационных целей.
19. Если головку требуется разобрать и отремонтировать, обратитесь к описанию главы 2В.
Проверка
20. Привалочные поверхности головки и блока должны быть перед установкой абсолютно чисты. Для удаления нагара пользуйтесь пластиковым скребком; стальным можно повредить поверхность. Нагар не должен попасть в масляные и водяные каналы, особенно масляные, поскольку он может заблокировать подачу смазки в гидрокомпенсаторы и трущиеся поверхности двигателя. Заткните отверстия с помощью липкой ленты и бумажных пробок. Днища поршней очищайте тем же способом. Для предотвращения попадания нагара между стенками цилиндров и поршнями заполните зазоры пластичной смазкой, которую затем можно удалить вместе с грязью кистью и чистой ветошью.
21. Стыковочные поверхности головки и блока не должны иметь трещин, раковин и зазубрин. Небольшие дефекты можно устранить надфилем.
22. Если есть подозрение, что стыковочная поверхность головки искривлена, проверьте ее стальной линейкой, поставив ее на ребро. Обратите внимание на то, что шлифовать привалочную поверхность головки этого двигателя недопустимо (см. главу 2В).
23. Очистите резьбовые гнезда для болтов крепления головки от всех видов грязи, воды и масла. Прогоните резьбу метчиками. Для этого можно использовать старый болт, сделав на его резьбе пару продольных пропилов. Продуйте сверления сжатым воздухом от компрессора или шинного насоса. Оставшееся масло или вода в резьбовых отверстиях могут стать причиной появления фатальных трещин в блоке при затяжке болтов крепления головки.
Установка
24. Обратите внимание на идентификационные метки прежней прокладки. Метками является ряд идентификационных просечек вдоль переднего края головки (см. рис.). Если поршни не менялись, количество просечек новой прокладки должно быть таким же.
Рис. 8.24. Количество просечек (стрелки) вдоль края прокладки головки цилиндров обозначает толщину прокладки (выступание поршней). См. описание главы 2В
25. Если устанавливались новые поршни, перед тем как приобретать новую прокладку, обратитесь к описанию главы 2В, чтобы измерить выступание поршней над поверхностью блока. По результатам этих измерений приобретите новую прокладку (см. Спецификации главы 2В).
26. Уложите новую прокладку на блок цилиндров и направляющие втулки, соблюдая расположение меток (см. рис.). Метки изготовителя должны смотреть вверх.
Рис. 8.26. Уложите прокладку по направляющим втулкам
27. Пригласив помощника, вдвоем аккуратно опустите головку на блок, надев ее на направляющие втулки. Следите за положением прокладки.
28. Смажьте чистым моторным маслом резьбовые части и нижние поверхности головок новых болтов.
29. Опустите болты в резьбовые отверстия (не бросайте их туда) и заверните их от руки.
30. Затяните болты крепления головки моментом, предписанным для этапа 1, в указанной последовательности (см. рис.). Затянув, ослабьте болты в той же последовательности (этап 2). Затяните их моментом, предписанным для этапа 3. Затем, в той же указанной последовательности — моментом для этапа 4.
Рис. 8.30. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока
31. В той же последовательности доверните болты на угол, предписанный для этапа 5, используя угломерный инструмент и удлинитель (см. рис.). Если угломерная насадка недоступна, используйте метки, сделанные краской по транспортиру. Повторите процедуру, довернув болты на угол, предписанный для этапа 6.
Рис. 8.31. Для доворачивания болтов используйте угломерную насадку
32. Установка остальных компонентов — обратная процедура. Обратите внимание на следующее:
- а) Повторной протяжки болтов не требуется.
- б) Затягивайте все резьбовые соединения моментами, предписанными в Спецификациях.
- в) В завершение залейте охлаждающую жидкость и моторное масло, как описано в главе 1Б.