Примечание: При всякой замене ремня ГРМ требуют замены натяжитель и паразитный ролик, как описано в параграфе 4.
Снятие
1. Звездочки распредвала и насоса системы охлаждения приводятся зубчатым ремнем от звездочки коленвала. Звездочки коленвала и распредвала вращаются синфазно, что обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов. При перескакивании или обрыве ремня клапаны встречаются с поршнями, приводя к серьезному повреждению двигателя.
2. Конструкция рассматриваемых двигателей не допускает при снятом ремне проворачивание коленвала или распредвалов, иначе повреждение клапанного механизма/поршней неминуемо. Исходя из этого, крайне важно соблюдать фазирование валов при снятом ремне ГРМ. Этого достигают, устанавливая валы двигателя перед снятием ремня в положение, соответствующее ВМТ первого цилиндра в такте сжатия. После этого вращение валов недопустимо до установки ремня на место. Аналогично действуют при сборке двигателя после капитального ремонта.
3. ВМТ — Верхняя Мертвая Точка, наивысшее положение поршня. В четырехтактном двигателе поршень за рабочий цикл достигает этой точки дважды: один раз в такте сжатия, другой раз в такте выпуска. Обычно, упоминая ВМТ, имеют в виду именно первый случай — такт сжатия. Нумерация цилиндров начинается от ремня ГРМ (первый цилиндр). Обратите внимание на то, что именно в этом рассматриваемом двигателе совмещение меток газораспределения означает, что первый поршень устанавливается немного не доходя до ВМТ.
4. Перед началом работы отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора, как это описано в главе 5А.
5. Ослабьте болты крепления правого переднего колеса. Затяните стояночный тормоз, поднимите переднюю часть автомобиля домкратом и установите страховочные опоры (см. Поднятие автомобиля домкратом и установка страховочных опор). Снимите колесо.
6. Отверните две гайки, снимите металлическую защитную пластину и отогните секцию локера правой передней арки вперед, чтобы получить доступ к шкиву коленвала и т.п. (см. рис.).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449647.jpg)
Рис. 3.6. Отвериите две пластиковые гайки и снимите пластину локера
7. Освободите пластиковый хомут, фиксирующий шланг сервоусилителя к подкапотной поперечине (если таковой имеется).
8. Отверните болты/гайки и снимите подкапотную поперечину, распирающие стаканы опор передних стоек подвески (см. рис.).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449648.jpg)
Рис. 3.8, а. Отвериите по болту с гайкой с каждой стороны поперечины...
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449649.jpg)
Рис. 3.8, 6. ...и болт с гайкой (стрелка) крепления поперечины к опоре на головке цилиндров
9. Освободите четыре защелки, отверните одиночный болт и снимите наружную крышку ремня ГРМ (см. рис.).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449650.jpg)
Рис. 3.9, а. Отцепите защелки по периметру крышки ремня ГРМ...
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449651.jpg)
Рис. 3.9, 6. ...и отверните болт (стрелка)
10. Освободите пластиковый хомут возвратного шланга от подкапотной поперечины, освободите верхние крепления и, сняв, отведите резервный бачок ГУР в сторону от двигателя. Шланги не отсоединяйте.
11. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов, как это описано в главе 1Б.
12. Отверните болты крепления и снимите нижнюю крышку ремня ГРМ (см. рис.).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449652.jpg)
Рис. 3.12. Отверните два болта и снимите нижнюю крышку ремня ГРМ (шкив снят для ясности)
13. Взяв головкой с воротком за центральную гайку шкива коленвала, проверните его по часовой стрелке (если смотреть справа автомобиля) до совмещения меток на звездочке распредвала с засечкой на задней крышке ремня ГРМ (см. рис.).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449653.jpg)
Рис. 3.13. Совмещение меток на звездочке распредвала и крышке ремня ГРМ (стрелки)
14. Отверните четыре болта и одну гайку крепления шкива коленвала к звездочке. Снимите шкив, оставив звездочку на месте. Обратите внимание на то, что центральная гайка затянута очень туго. Чтобы зафиксировать коленвал от проворачивания на моделях с механическими КПП, включите высшую передачу и попросите помощника полностью нажать на педаль тормоза. На моделях с АКПП снимите стартер, как описано в главе 5А, и застопорьте маховик, вставив отвертку между зубьями венца и колоколом КПП.
15. Убедитесь в том, что метки на звездочке распредвала и задней крышке все еще совмещены, выступ на корпусе масляного насоса совмещен с меткой на ступице крепления шкива. Если метки разошлись, временно заверните два болта крепления шкива коленвала, наживите гайку и, действуя большой отверткой, как рычагом, разверните коленвал по часовой стрелке до совмещения меток (см. рис.). В действительности в этом положении поршень №1 немного не доходит до ВМТ.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449654.jpg)
Рис. 3.15. Метка на фланце шкива должна совместиться с меткой на корпусе насоса (стрелки)
16. Вставьте 6-мм шестигранник в отверстие на рычаге натяжителя, ослабьте болт крепления натяжителя, проверните узел натяжителя по часовой стрелке, установив его в положение примерно 10 часов, чтобы снять натяжение ремня (см. рис.).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449655.jpg)
Рис. 3.16. Шестигранником разверните натяжитель, установив его рычаг «на 10 часов»
Затяните центральный болт крепления в этом положении.
17. Снимите ремень со звездочек, не сдвигая валы.
Проверка
18. Внимательно осмотрите ремень, особое внимание уделив основаниям зубьев. При малейшем сомнении ремень подлежит замене. Если двигатель ремонтируется капитально или его пробег приближается к предписанному Спецификациями (см. главу 1Б), ремень заменяйте безусловно, вне зависимости от его состояния. Цена ремня несопоставима с ценой ремонта двигателя. Если обнаружены следы замасливания или попадания охлаждающей жидкости на ремень, найдите причину и устраните ее. Вымойте место вокруг ремня, удалив все следы масла.
Примечание: Если двигатель на некоторое время придется оставить без ремня ГРМ, навесьте предупреждающую табличку, чтобы кто-либо не сделал фатальной попытки запустить двигатель.
19. Проверните паразитный ролик и ролик натяжителя, проверяя плавность их вращения. Если появились малейшие сомнения, замените ролики, как описано в параграфе 4.
Установка
20. Перед установкой нового ремня убедитесь в том, что звездочки установлены согласно меткам (п.п. 13 и 15).
21. Наденьте ремень на звездочку коленвала. Удерживая ремень в натянутом состоянии, особо стараясь не провернуть звездочку распредвала, уложите ремень вокруг шкива паразитного ролика, звездочки распредвала, звездочки насоса и, наконец, вокруг шкива натяжителя (см. рис.). Проследите за тем, чтобы зубья ремня правильно совпали с зубьями звездочек.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449656.jpg)
22. Убедитесь в том, что переднее плечо ремня натянуто; вся слабина должна быть со стороны ролика натяжителя.
23. Слегка ослабьте центральный болт ролика натяжителя 6-мм шестигранником разверните натяжитель против часовой стрелки, до упора указателя в выступ справа от центрального выреза, затем снова установите его в нужное положение (см. рис.). Затяните центральный болт предписанным моментом.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449657.jpg)
Рис. 3.23. Установка натяжителя при различных температурах окружающего воздуха
24. Нажав в середине плеча ремня между звездочками, убедитесь в том, что указатель натяжителя смещается свободно.
25. Проверните коленвал на два полных оборота, затем снова проверьте совмещение меток, как описано в п.п. 13 и 15.
26. Убедитесь в том, что указатель натяжителя расположен посередине выреза. Если это не так, ослабьте болт крепления и снова проведите регулировку натяжения, как указано в п. 23.
27. Установите все снятые компоненты на свои места в порядке, обратном снятию. Затягивайте все резьбовые соединения моментами, предписанными в Спецификациях.