Как пользоваться настоящей главой
Часть Б главы 2 описывает процедуры ремонта дизельных двигателей, находящихся на автомобиле. Аналогичная информация по остальным двигателям изложена в части А. Все процедуры снятия и установки двигателя и процедуры ремонта головки блока цилиндров описаны в главе 2В.
Большинство операций, описанных в этой главе, основаны на том, что двигатель еще не снят с автомобиля. Таким образом, если использовать данную здесь информацию при капитальном ремонте двигателя или когда он снят, многие шаги, включенные в настоящую главу, можно пропустить.
Доступ к двигателю можно улучшить, сняв капот, как описано в главе 11.
Описание двигателя
Рассматриваемые двигатели имеют водяное охлаждение, два распредвала в головке, 20 клапанов, пятицилиндровый блок. Блок и головка отлиты из алюминиевого сплава, сухие гильзы — из ковкого чугуна, установлены в блок при его отливке. Двигатель установлен под капотом поперечно, слева от двигателя установлена КПП.
Зубчатый ремень от звездочки коленвала передает вращение впускному распредвалу. Шестерня, установленная на впускном распредвале, приводит во вращение выпускной распредвал через такую же, ответную шестерню.
Кулачково-дисковая муфта Олдхема (разновидность постоянной соединительной муфты), установленная на впускном распредвале, передает вращение комбинированному топливному насосу, вакуумный же насос приводится от левого торца выпускного распредвала.
Головка цилиндров содержит 20 клапанов (по 4 на цилиндр), которые закрываются одиночными витыми пружинами, двигаясь в направляющих, запрессованных в головку цилиндров. Распредвалы приводят клапаны через роликовые рокерные рычаги, которые воздействуют на гидрокомпенсаторы. Смазка к трущимся деталям и гидрокомпенсаторам подается по внутренним каналам смазки.
Система питания двигателей — непосредственный впрыск топлива; вихревые камеры расположены в днищах поршней. В головке цилиндров расположены по два раздельных впускных канала на каждый цилиндр. Эти каналы имеют различную длину и геометрию, что позволяет улучшить процесс сгорания и снизить вредные выхлопы.
Стальной кованый коленвал вращается в шести опорах. В опоре № 5 (считая от ремня ГРМ) для контроля осевого зазора установлены комбинированные вкладыши/опорные полукольца (фланцевые вкладыши). Ремень, приводящий впускной распредвал, приводит также и водяной насос системы охлаждения, установленный в задней части блока (двигатель расположен поперечно).
Поршни изготовлены из кремний алюминиевого сплава, для снижения трения юбки поршней имеют графитовое покрытие. В поршнях предусмотрены каналы охлаждения, через которые циркулирует масло, поступающее туда через масляные форсунки, установленные в основании цилиндров. Как только поршень достигает нижней мертвой точки, форсунка совмещается с входным отверстием канала охлаждения поршня и масло впрыскивается в этот канал.
Система смазки — с полнопоточным масляным фильтром, под давлением. Масло забирается из поддона шестеренчатым (роторным) насосом, с приводом непосредственно от носка коленвала. Масло под давлением проходит через фильтр, затем поступает к опорам валов и в клапанный механизм. Масляный двигатель — с бумажным фильтрующим элементом, установлен в передней части блока двигателя.
Различие в выходных мощностях двигателя обусловлено применением различных турбонагнетателей и программного обеспечения блока ЕСМ (электронного блока управления двигателя).
Ремонтные работы, возможные на двигателе, не снятом с автомобиля.
Следующие работы можно выполнить на двигателе, не снимая его с автомобиля:
- а) Ремень привода вспомогательных агрегатов — снятие и установка.
- б) Распредвалы — снятие и установка.
- в) Сальники распредвалов — замена.
- г) Звездочка распредвала — снятие и установка.
- д) Насос системы охлаждения — снятие и установка (см. главу 3).
- e) Сальники коленвала — замена.
- ж) Звездочка коленвала — снятие и установка.
- з) Головка цилиндров — снятие и установка.
- и) Опоры двигателя — снятие и установка.
- к) Масляный насос и маслоприемник — снятие и установка.
- л) Масляный поддон — снятие и установка.
- м) Ремень ГРМ, звездочка и крышка ГРМ — снятие, проверка и установка.
Примечание: Обратите внимание на то, что некоторые процедуры, такие как замена поршней с шатунами, можно выполнить и не снимая двигатель с автомобиля, в целях соблюдения чистоты и технологии процесса лучше выполнить, двигатель сняв. По этим соображениям подобные операции описываются в главе В.