Раз в два года, вне зависимости от пробега
Внимание: Перед началом этой процедуры дождитесь, пока двигатель остынет. Не допускайте попадания антифриза на кожу и окрашенные поверхности кузова. При попадании незамедлительно смойте большим количеством воды. Никогда не оставляйте слитую жидкость в открытой посуде. Малые дети и животные могут быть привлечены сладким запахом жидкости, попадание жидкости внутрь организма может окончиться фатально.
Примечание: Если используется неподдельный антифриз Volvo, разведенный водой до необходимой концентрации, компания Volvo не требует замены жидкости. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что со временем антикоррозийные свойства антифриза ухудшаются, что требует периодической замены охлаждающей жидкости.
Слив старой жидкости
1. Дождавшись полного остывания двигателя, снимите крышку расширительного бачка. Для этого поверните крышку против часовой стрелки, дождитесь, пока уравняется давление, и затем снимите ее полностью.
2. Если требуется дополнительный доступ, затяните стояночный тормоз, поднимите переднюю часть автомобиля домкратом и установите страховочные опоры (см. Поднятие автомобиля домкратом и установка страховочных опор).
3. Отверните по одному винту с каждой стороны поддона радиатора, затем, отжав длинной отверткой фиксаторы с двух сторон, потяните поддон назад и снимите его (см. рис.). Отверните винты и снимите защитный кожух силового агрегата. Установите таз под сливным краником радиатора.
Рис. 28.3. Отверните с двух сторон по одному винту (указан стрелкой — вид со стороны колесной арки)...
4. Отверните сливной краник радиатора и дайте жидкости стечь в таз. Если краника не предусмотрено, аккуратно распустите хомут и стяните нижний шланг радиатора (см. рис.).
Рис. 28.4. Сливной краник радиатора и хомут нижнего шланга (указаны стрелками)
5. Как только жидкость перестанет течь, установите таз под сливную пробку в блоке (если установлена) (см. рис.). Отверните пробку и слейте жидкость в таз.
Рис. 28.5. Сливной краник рубашки блока расположен над правым промежуточным приводным валом (указан стрелкой — вид сзади снизу двигателя)
Промывка системы
6. Если пренебрегали своевременной заменой жидкости, или потеряна ее плотность, или она помутнела, эффективность системы охлаждения снижается, поскольку каналы системы забиваются ржавчиной и прочими вредными отложениями. Эффективность системы охлаждения можно восстановить промывкой.
7. Слив охлаждающую жидкость, закройте сливные краники и залейте в систему пресную воду. Установите на место крышку расширительного бачка, заведите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. Остановите двигатель и полностью его остудите. Слейте жидкость из системы полностью. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не будет сливаться чистая вода.
8. Если использовались настоящий антифриз и чистая вода, этой процедуры будет достаточно для поддержания системы в чистоте длительное время. Если этими условиями пренебрегали, потребуется проведение операций, приведенных ниже.
9. Слейте охлаждающую жидкость, отсоедините верхний и нижний шланги радиатора, как описано в главе 3. Вставьте садовый шланг для полива в верхний патрубок радиатора. Направьте струю чистой воды в радиатор и промывайте его до тех пор, пока из нижнего патрубка не потечет струя чистой воды.
10. Для промывания рубашки охлаждения двигателя снимите термостат (см. главу 3), вставьте в его корпус садовый шланг для полива и промывайте систему до тех пор, пока из нижнего шланга радиатора не пойдет чистая вода. Если спустя разумный промежуток времени вода не будет светлеть, придется применить моющую присадку, коих продают в авто магазинах во множестве. Тщательно следуйте инструкции производителя присадки.
11. В совсем уж сложных случаях придется снимать радиатор (см. главу 3). Переверните его и вставьте поливочный шланг в нижний патрубок, чтобы промыть радиатор в обратном направлении. Тем же способом промывают и радиатор отопителя.
12. Использование химических препаратов допустимо в качестве последнего средства. Обычно при использовании настоящего антифриза загрязнения системы не происходит.
Заполнение системы охлаждения
13. Перед тем как заливать в систему жидкость, убедитесь в том, что все шланги и хомуты в хорошем состоянии, хомуты надежно затянуты. В качестве охлаждающей жидкости круглый год должна использоваться смесь антифриза и воды, во избежание коррозии компонентов двигателя. Убедитесь в том, что сливная пробка в блоке двигателя установлена и затянута, сливной краник радиатора также закрыт. Установите на место нижние кожухи, снятые для получения доступа.
14. Подготовьте необходимое количество охлаждающей жидкости (см. Спецификации), с учетом возможного долива.
15. Медленно заполняйте систему жидкостью через заливную горловину расширительного бачка, до отметки МАХ на бачке. Поскольку бачок — наивысшая точка в системе охлаждения, воздух в системе будет вытесняться в него заливаемой жидкостью. Неспешная заправка предупредит возможное образование воздушных пробок. Иногда помогает ритмичное сжатие верхнего шланга радиатора рукой.
16. Залив жидкость по максимальную метку, обождите несколько минут. В это время продолжайте сжимать верхний шланг радиатора. Как только уровень перестанет падать, доведите его до максимума и закройте крышку расширительного бачка.
17. Заведите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры. Долейте жидкости в расширительный бачок.
18. Остановите двигатель, дайте ему ПОЛНОСТЬЮ остыть, снимите крышку расширительного бачка и долейте жидкость до максимальной отметки. Заверните и затяните крышку, смойте пролитую жидкость с автомобиля водой.
19. После заправки системы тщательно проверьте все ее компоненты на отсутствие утечек. Чистый антифриз изрядно текуч: «дырочку найдет».
Воздушные пробки
20. Если после слива старой жидкости и заправки свежей появились симптомы перегрева, которых не было прежде, причиной их обычно является образование воздушных пробок в системе. Пробки, в свою очередь, образуются обычно от спешки при заправке системы жидкостью.
21. Для удаления пробок, прежде всего, попробуйте сжимать видимые шланги. Пустой шланг отличается от залитого на ощупь. После остывания и дозаправки все пробки обычно выходят.
22. На прогретом и работающем двигателе включите отопитель и вентилятор на полную мощность. Если в системе есть пробки, эффективность отопителя укажет на это.
23. Воздушные пробки приводят к более серьезным последствиям, чем снижение температуры в салоне: в двигателе затрудняется движение охлаждающей жидкости. При прогретом двигателе убедитесь в том, что верхний шланг радиатора горяч; при наличии воздушных пробок (как если термостат не открывается) верхний шланг горячим не будет.
24. Если проблема не проходит, дайте двигателю полностью остыть, не открывая крышку расширительного бачка. В самом тяжелом случае систему придется осушить, промыть и заправить снова.
необходимо принимать меры предосторожности при обращении и хранении ее. Не используйте жидкость, которая хранилась долгое время в открытой таре, поскольку она очень гигроскопична. Излишнее содержание влаги в жидкости способствует опасной потере эффективности тормозов.
Процедура аналогична процедуре прокачки тормозной системы, как описано в главе 9. Старую тормозную жидкость из бачка прежде следует откачать резиновой грушей. Старая жидкость из системы выйдет при прокачке.
Поскольку в гидросистемы сцепления и тормозов имеют общий резервный бачок, возможно, придется прокачать обе системы (см. главу 6).
Старая тормозная жидкость обычно заметно темнее свежей, что не оставляет возможности их спутать.