Внимание: Тормозная жидкость ядовита. При попадании на кожу незамедлительно смойте большим количеством воды. При попадании внутрь организма или в глаза обратитесь к врачу. Некоторые типы тормозной жидкости горючи и могут воспламеняться при соприкосновении с раскаленными деталями. При обращении с тормозной жидкостью примите меры противопожарной безопасности, как при работе с бензином.
Тормозная жидкость агрессивна для лакокрасочных покрытий и пластиков. При попадании жидкости на кузов автомобиля смойте ее большим количеством воды. Жидкость также гигроскопична, то есть впитывает влагу из воздуха, что делает ее со временем непригодной к использованию. Никогда не используйте жидкость с истекшим сроком хранения. При доливе или замене жидкости всегда используйте жидкость предписанного типа и из свежеоткрытой тары.
Общие сведения
1. Правильная работа системы возможна только после удаления всего воздуха из компонентов и контуров. Этого достигают прокачкой системы.
2. При заполнении и прокачке системы используйте только чистую и свежую жидкость рекомендованного типа и класса. Никогда не пользуйтесь жидкостью повторно. Запаситесь количеством жидкости, достаточным для замены.
3. Если в гидросистему попала жидкость типа, не рекомендованного Спецификацией, систему нужно полностью промыть, все уплотнения заменить и заполнить свежей чистой жидкостью предписанного типа.
4. Перед началом работы по замене жидкости устраните все протечки.
5. Установите автомобиль горизонтально, затяните стояночный тормоз и выключите зажигание.
6. Проверьте надежность трубок, шлангов, соединений. Снимите колпачки с ниппелей для прокачки и очистите места вокруг них от грязи.
7. Отверните крышку тормозного бачка и доведите уровень жидкости в нем до максимума. Прикройте крышку, помните, что в течение процедуры уровень жидкости не должен опускаться ниже минимальной отметки, в противном случае есть риск проникновения воздуха в систему.
8. Существует достаточное число способов самостоятельной прокачки тормозов без помощника, в магазинах, торгующих автомобильными принадлежностями и инструментом, продаются всяческие для этого приспособления. Рекомендуем приобрести одно из них, поскольку это сильно облегчает выполнение операции. Основной метод (с помощником) детально описан ниже.
9. Если приспособление приобрели, приготовьте автомобиль, как описано выше, и далее действуйте в соответствии с инструкцией изготовителя.
10. Какой бы способ вы ни избрали, последовательность прокачки (п.п. 11 и 12) и результат должен быть один — удаление всего воздуха из системы.
Последовательность прокачки
11. Если был вскрыт только один контур, нет необходимости прокачивать всю систему.
12. При прокачке всей системы целиком соблюдайте следующую последовательность прокачки:
- а) Левое переднее колесо.
- б) Правое переднее колесо.
- в) Задние колеса (в любом порядке).
Прокачка
Основной метод (с помощником)
13. Приготовьте чистую стеклянную банку, резиновый или пластиковый шланг, который нужно натянуть на штуцер для прокачки, и накидной ключ для штуцера. Помощник тоже потребуется.
14. Снимите пылезащитный колпачок первого (в указанной выше последовательности) штуцера (рис. 2.14), наденьте на штуцер ключ и натяните шланг. Свободный конец шланга опустите в банку и влейте в нее столько жидкости, чтобы ее уровень был выше конца шланга.
Рис. 2.14. Снимите пылезащитный колпачок первого штуцера (в указанной выше последовательности)
15. При проведении данной процедуры уровень жидкости в бачке нужно поддерживать не ниже отметки MIN.
16. Попросите помощника несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы создать давление в системе, и затем удерживать педаль в нажатом состоянии.
17. При нажатой педали отверните штуцер примерно на половину оборота для выпуска воздуха и жидкости под давлением в банку. Помощник должен давить педаль в пол и не отпускать без вашей команды. Как только прекратится вытекание жидкости, заверните штуцер и попросите помощника отпустить педаль.
Проверьте уровень жидкости в тормозном бачке.
18. Повторяйте операции, описанные в п. 17, до прекращения выхода пузырьков из шланга. Через два-три цикла проверяйте уровень жидкости в бачке, не забывая доливать ее, если необходимо.
19. Если пузырьки больше не выходят, затяните штуцер аккуратно, не срывая резьбу. Удалите шланг и ключ. Установите на штуцер пылезащитный колпачок.
20. Повторите процедуру прокачки для остальных рабочих цилиндров (в последовательности, указанной выше), пока воздух не будет удален из системы полностью, а педаль тормоза не станет «жесткой».
Прокачка — способ «с обратным клапаном»
21. В названии заключен смысл — использовать обратный клапан для предотвращения попадания воздуха в систему. В комплект такого набора может входить и прозрачная емкость.
22. Такое приспособление присоединяют к штуцеру для прокачки и отворачивают его (рис. 2.22). Садитесь за руль, нажимайте на педаль тормоза резко — отпускайте плавно. Повторяйте процедуру до прекращения выхода пузырей из «клапана».
Рис. 2.22. Присоедините шланг и отверните штуцер
23. Использование такого устройства предназначено для облегчения прокачки контура, но не для пополнения тормозного бачка жидкостью. Во все время процедуры следите за тем, чтобы уровень жидкости в бачке не опускался ниже минимального, иначе воздух может попасть в систему и «начинай все сначала».
Прокачка с использованием внешнего давления
Примечание: Этот метод специалисты Volvo рекомендуют к использованию, особенно если из системы была полностью слита жидкость.
24. Подобные приспособления обычно работают с использованием воздуха от, например, запасного колеса. При этом имейте в виду, что, возможно, придется понизить давление воздуха (см. инструкцию по применению приспособления).
25. Присоедините герметичную емкость с находящейся в ней под давлением жидкостью к тормозному бачку. После этого обыкновенно просто отворачивают штуцеры для прокачки в соответствии с вышеуказанной последовательностью. Выпускайте жидкость, пока не перестанут появляться пузырьки.
26. Этот способ имеет то преимущество, что система защищена от возможности проникновения в нее воздуха при прокачке.
27. Прокачка под давлением особенно эффективна при прокачке сложных систем или при полной замене жидкости.
Все методы
28. После удаления из системы воздуха и восстановления «жесткости» педали смойте подтеки жидкости. Затяните штуцеры предписанным моментом. Установите пылезащитные колпачки.
29. Проверьте уровень жидкости в бачке и долейте, если необходимо (см. Еженедельные проверки).
30. Выбросите слитую жидкость — повторно ее использовать нельзя.
31. Проверьте жесткость педали. Если педаль «мягкая» или свободный ход велик, возможно, в системе еще есть воздух и требуется повторная прокачка. Если повторения прокачки не дают желаемого результата, возможно, изношены уплотнения главного цилиндра.
32. Проверьте работоспособность сцепления. Если отмечены проблемы, возможно, гидросистему сцепления также следует прокачать — процедура описана в главе 6.