Внимание: Заменяйте сразу весь комплект тормозных колодок на оси — никогда не меняйте колодки только на одном колесе, результатом может быть неравномерное затормаживание колес. Имейте в виду, что пыль, образующаяся при износе тормозных колодок, содержащих асбест, канцерогенна. Никогда не используйте сжатый воздух для очистки тормозов, не вдыхайте пыль. При работе с тормозами надевайте защитную маску. Не Пользуйтесь растворителями на основе бензинов для очистки деталей тормозных систем — используйте жидкость для очистки тормозов или метиловый спирт. Не допускайте попадания тормозной жидкости на колодки или их замасливания. Прочтите также предупреждение в начале параграфа 2 об опасности тормозной жидкости
1. Затяните ручной тормоз. Ослабьте болты крепления передних колес. Поставьте клинья под задние колеса. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите страховочные опоры (см. Поднятие автомобиля домкратом и установка страховочных опор). Снимите передние колеса. Снимая колеса, обратите внимание на то, как направляющая шпилька входит в отверстие колесного диска.
2. Аккуратно поддев отверткой, выньте прижимную пружину тормозных колодок, стараясь не деформировать ее (см. рис.).
Рис. 4.2. Аккуратно поддев отверткой, выньте прижимную пружину тормозных колодок, стараясь не деформировать ее
3. Снимите защитные колпачки с направляющих пальцев суппорта, затем с помощью 7-мм шестигранника выверните их (см. рис.).
Рис. 4.3, а. Снимите защитные колпачки...
Рис. 4.3, 6. ...с обоих направляющих пальцев суппорта...
Рис. 4.3, в. ...затем, с помощью 7-мм шестигранника, выверните их
4. Снимите суппорт с кронштейна, стараясь не натягивать тормозной шланг. Иногда, чтобы снять суппорт, следует отодвинуть от него колодки прочной отверткой.
5. Снимите внутреннюю колодку, отсоединив пружинный фиксатор от поршня. Наружная колодка снимается проще (см. рис.). Подвесьте суппорт на проволоке к пружине подвески. Сняв суппорт, не нажмите случайно на педаль тормоза.
Рис. 4.5, а. Снимите внутреннюю колодку, отсоединив пружинный фиксатор от поршня
Рис. 4.5, 6. Наружная колодка снимается проще
6. Измерьте толщину фрикционных накладок (см. рис.). Если какая-либо колодка повреждена или имеет недопустимый износ (см. Спецификации), замените весь комплект колодок, чтобы не нарушить баланс тормозов. Колодки также следует заменить, если хотя бы одна из них замаслена — не существует удовлетворительного способа удалить масло с фрикционного материала, не меняя его структуры. Если хоть одна колодка была замаслена, найдите причину и устраните ее перед установкой нового комплекта колодок. Неравномерный износ чаще всего является следствием неравномерной работы цилиндров/суппортов.
Рис. 4.6. Измерьте толщину фрикционных накладок
7. Если колодки выглядят пригодными, аккуратно очистите их от грязи мягкой щеткой, поливая жидкостью для чистки тормозных механизмов, обращая особое внимание на заднюю и боковые стороны. Вычистите канавки во фрикционном материале, удалите посторонние вкрапления. Аккуратно очистите посадочные места в суппорте и скобе. Направляющие пальцы должны легко сдвигаться по втулкам суппорта. Убедитесь в том, что резиновые чехлы направляющих не повреждены. Протрите щеткой пыль с суппорта и поршня, но не вдыхайте ее, поскольку она опасна для здоровья (см. предупреждения в начале параграфа). Если какие-либо из этих компонентов требуют внимания, обратитесь к описанию параграфа 8.
8. Удалите окалину, образующуюся по периметру диска. Осмотрите сам диск. Глубокие царапины, борозды, трещины — недопустимы. Такой диск подлежит замене (оба диска парой). Если один из дисков чрезмерно изношен, найдите причину и устраните ее (см. параграф 6).
9. Если устанавливаете новые колодки (или диски), утопите поршень в цилиндр с помощью специального инструмента или подходящей струбцины, стараясь не повредить пыльник (см. рис.). Вдавливая поршень в цилиндр, следите за тем, чтобы резервный бачок не переполнился.
Для этой цели идеально подходит аптечная спринцовка.
Рис. 4.9, а. Утопите поршень в цилиндр с помощью специального инструмента...
Рис. 4.9, б. ...или подходящей струбцины
Для этой цели идеально подходит аптечная спринцовка.
10. Укрепите наружную колодку на кронштейне суппорта фрикционным материалом к диску (см. рис. 4.5, а). Втолкните пружинный фиксатор внутренней колодки в поршень и прижмите колодку к поршню. Наденьте суппорт на диск, установив его на кронштейн.
11. Смажьте направляющие пальцы силиконовой смазкой, заверните их в суппорт и затяните предписанным моментом. Установите защитные колпачки пальцев.
12. Установите пружину, фиксирующую колодки (см. рис.).
Рис. 4.12, а. Установите пружину, фиксирующую колодки...
Рис. 4.12, 6. ...зацепив ее позади пальцев суппорта (стрелки)
13. Несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы колодки прижались к диску.
14. Повторите операцию с другим колесом/суппортом.
15. Установите колеса, опустите автомобиль и затяните болты крепления колес в диагональной последовательности предписанным моментом.
16. Проверьте уровень жидкости в резервном бачке. Долейте, если необходимо.
17. Если устанавливали новые колодки, первое время (несколько сот километров пробега) избегайте резких торможений, чтобы колодки могли притереться.