2. Перед тем как обвинять термостат в проблемах с охлаждением, проверьте уровень жидкости в системе. Если в системе есть утечка или ее заправляли неверно, возможно, образовалась воздушная пробка (см. главу 1).
3. Если двигатель заметно долго прогревается, возможно, клапан термостата завис в открытом состоянии.
4. Иногда случается, что термостата и вовсе нет: то ли его забыли установить при прежнем ремонте, то ли «грамотный» специалист его вынул из корпуса «за ненадобностью». Ездить без термостата нельзя: помимо увеличения времени прогрева, двигатель легко перегревается в пробках, да и система управления двигателем может решить, что двигатель все еще не прогрет, и добавить топлива, которое вылетает в трубу.
5. Если двигатель перегревается, проверьте температуру верхнего шланга радиатора. Если он холодный, вероятнее всего, термостат заклинило в закрытом состоянии, жидкость через радиатор не циркулирует. Выход — один: термостат заменить. Опять же, эти симптомы могут проявиться и при исправном термостате (воздушная пробка) (см. главу 1).
6. Если верхний шланг радиатора горяч, значит, жидкость все же циркулирует — обратитесь к разделу Поиск неисправностей, чтобы найти причину.
7. Определить исправность термостата можно и довольно простым способом, не разбирая систему.
8. Запустите холодный двигатель и оставьте его работать на холостых оборотах, следя за температурой верхнего шланга радиатора и показаниями указателя температуры на приборной доске. Как только будет замечен перегрев, немедленно заглушите двигатель.
9. Некоторое время верхний шланг все еще будет холодным, но с открытием термостата он довольно быстро должен нагреться.
10. Описанная выше проверка не дает абсолютно точных результатов, однако, если шланг не нагревается, как описано выше, — замените термостат, как описано ниже.
Снятие
Примечание: Перед началом процедуры обратитесь к предупреждениям, приведенным в параграфе 1 настоящей главы.
11. Перед началом работы дайте двигателю полностью остыть — несколько часов, лучше, оставив остывать мотор на ночь.
12. Слейте охлаждающую жидкость частично, как описано в главе 1. Потребуется слить около двух литров жидкости.
13. На дизельных моделях снимите пластиковую крышку двигателя.
Модели с «горизонтальным» термостатом
14. Отсоедините от корпуса термостата верхний шланг радиатора и шланг расширительного бачка.
15. Освободите защелки, отверните винты и снимите верхнюю крышку ремня ГРМ.
16. Отверните два болта крепления крышки термостата (см. рис.).
Рис. 8.16. Болты крепления крышки термостата (стрелки) — горизонтальный термостат
17. Снимите крышку, термостат и уплотнительное кольцо (см. рис.).
Рис. 8.17, а. Снимите крышку термостата...
Рис. 8.17, 6. ...и снимите термостат
Модели с «вертикальным» термостатом
18. Снимите верхнюю крышку ремня ГРМ и отсоедините разьем проводки датчика температуры охлаждающей жидкости.
19. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов, как это описано в главе 1А или 1Б.
20. Распустив хомут на питающем шланге, снимите его с насоса ГУР.
21. Отверните болты крепления и отведите насос ГУР в сторону, как описано в главе 10.
22. Отверните болты и снимите корпус термостата (см. рис.).
Рис. 8.22. Нижний болт крепления термостата доступен через отверстие в кронштейне насоса ГУР
23. Отверните болты и снимите крышку термостата, затем сам термостат. Запомните положение термостата в корпусе (см. рис.). Прокладку выбросьте.
Рис. 8.23, а. Термостат установлен на «плечиках» (стрелка) в корпусе
Рис. 8.23, 6. Клапан для прокачки (стрелка) должен оказаться вверху
Проверка
24. Температура начала открытия термостата обычно выштампована на корпусе: 90°С.
25. Налив в кастрюльку воды и опустив туда термометр, нагревайте в ней термостат, подвесив его на нитке. Наблюдайте за открытием клапана.
26. Как только температура достигнет 90°, термостат должен начать открываться. Полностью он должен открыться через пару минут.
27. Выньте термостат и остудите его до полного закрытия клапана.
28. Если термостат ведет себя иначе, чем это описано, отправьте его вслед за прокладкой (см. п. 23). Для установки требуется новый термостат.
Установка
29. Установите на крышку корпуса новое уплотнительное кольцо/прокладку. Установите в крышку термостат, установите все это в корпус, заверните болты и надежно затяните их.
30. Установите корпус термостата (в зависимости от модели) и закрепите его двумя болтами.
31. Установка остальных компонентов — обратная процедура. В завершение залейте охлаждающую жидкость, как описано в главе 1А или 1Б.