2. При работе следует соблюдать меры пожарной безопасности, в особенности, когда вы проверяете подачу топлива форсунками.
3. Для получения точных и достоверных результатов все прочие системы двигателя (например, система зажигания) должны быть в полном порядке, а аккумулятор должен быть хорошо заряжен.
4. Перед началом проверки любого из узлов следует отсоединить проводку от регулятора контрольного давления и вспомогательного воздушного клапана, и подсоединять ее снова только в тех случаях, когда это требуется по ходу испытаний. Эти два устройства сильно нагреваются, если они включены при работающем топливном насосе, что может привести к получению неверных показаний.
5. Для большей безопасности следует отсоединить электроразъем от блока управления зажиганием. На некоторых моделях это также необходимо для того, чтобы можно было запустить топливный насос.
Форсунка холодного пуска
6. Двигатель должен быть холодным. Вытащить форсунку из головки цилиндров, не отсоединяя от нее топливный шланг и проводку, и опустить сопло форсунки в чистый стеклянный сосуд.
7. Включить зажигание и провернуть двигатель.
8. Проверить продолжительность впрыска с помощью секундомера. В зависимости от температуры двигателя она может меняться от 7,5 сек при -20 град.С до 0 при 35 град.С и более. При 20 град.С она должно быть порядка 2 сек.
9. Если форсунка продолжает впрыскивать топливо по истечению заданного периода, отсоединить от нее электроразъем.
10. Если после этого впрыск прекратиться, следует проверить исправность выключателя режима пусковой подачи топлива.
11. Если впрыск продолжается, пусковая форсунка неисправна и нуждается в замене.
12. Если во время проверки вам не удалось добиться впрыска топлива, отсоединить от пусковой форсунки электроразъем, подсоединить к его клеммам вольтметр и повторить испытания.
13. Если во время проворота двигателя вольтметр показывает наличие напряжения на клеммах в течение заданного периода, пусковая форсунка неисправна. Отсутствие напряжения говорит о неисправности выключателя режима пусковой подачи топлива или разрыве в проводке.
14. После того, как вы добьетесь правильной работы форсунки, проверить ее на протечку топлива.
15. На моделях 1975-77 г.г. отсоединить проводку от воздушного датчика. На моделях выпуска с 1978 г. подсоединить тестерное реле, как это описано в разделе 69.
16. Включить зажигание - топливный насос должен начать работать (это можно проверить, прикоснувшись к топливному фильтру, который при этом должен слегка вибрировать).
17. Проверить, чтобы из форсунки капало не больше одной капли топлива в минуту. Если утечка превышает эту величину, следует заменить форсунку.
Блок управления подачей воздуха/топлива
18. Отсоединить от блока управления канал воздухозаборника.
19. Проверить центровку пластины воздушного датчика, обведя ее по краям тонким щупом или обрывком бумаги Пластина ни в одном месте не должна касаться воздушной горловины. Для регулировки положения пластины ослабить центральную гайку и сместить пластину в нужную сторону, затем затянуть гайку.
Рис. 3.96. Регулирование пластины воздушного датчика
20. Проверить, чтобы пластина и ее рычаг не имели бокового люфта. При наличии люфта поворотная ось рычага должна быть подвергнута поверхностной обработке (см. раздел 72).
Рис. 3.97. Регулирование верхнего положения пластины воздушного датчика в состоянии покоя
21. Проверить, чтобы пластина свободно двигалась во всем диапазоне своего перемещения.
22. Включить зажигание и привести в действие топливный насос, либо подсоединив тестерное реле (см. раздел 69), либо отсоединив электроразъем воздушного датчика (только на ранних моделях).
23. На короткое время поднять пластину датчика и проверить, чтобы форсунки при этом загудели, что говорит о том, что они работают. После опускания пластины в исходное положение форсунки должны перестать гудеть.
Примечание: контрольное давление в системе определенным образом затрудняет поднятие пластины, что не следует путать с ее заеданием.
24. Выключить зажигание.
25. Если во время проверки вы обнаружили заедание пластины воздушного датчика в каком-либо из положений, она должна быть подвергнута поверхностной обработке.
26. Если форсунки продолжают гудеть после опускания пластины на место, то это говорит о заедании топливного распределителя, который должен быть прочищен или заменен.
27. Если форсунки не работают при поднятой пластине, то это говорит о неправильном давлении в топливопроводе (возможно из-за неработающего топливного насоса).
28. Проверить давление в топливопроводе и контрольное давление (см. ниже) и затем измерить верхнее положение пластины в состоянии покоя.
29. Топливный насос должен работать, и контрольное давление должно достигать своей максимальной величины, так что регулятор контрольного давления должен быть включен по крайней мере на 5 мин.
Рис. 3.98. Измерение давление в топливопроводе (1) и контрольного давления (2)
30. Проверить верхнее положение пластины в состоянии покоя. Пластина должна стоять вровень с шейкой воздушной горловины или быть ниже нее не более чем на 0,3 мм.
31. Отрегулировать положение пластины, растянув или сжав находящуюся под ней пружину.
32. Выключить зажигание.
33. Имейте в виду, что правильного положения пластины в состоянии покоя можно добиться только при правильном контрольном давлении в системе При неправильном давлении все попытки отрегулировать положение пластины окажутся бесполезными.
34. Отсоединить тестерное оборудование и подсоединить электропроводку.
Вспомогательный воздушный клапан
35. Проверка работы клапана производится на холодном двигателе.
36. Отсоединить от клапана провод и воздушные шланги.
37. Посветить фонариком через клапан, чтобы проверить, что он частично открыт.
38. Если он закрыт и не открывается при постукивании по нему (что имитирует вибрацию двигателя), клапан должен быть заменен.
39. Подсоединить к клапану провод и запустить топливный насос (см. параграф 22). При температуре окружающего воздуха клапан должен полностью закрыться примерно через 5 мин. Можно легко постучать по клапану, чтобы помочь ему закрыться. (Топливный насос необходимо включать, т.к. питание на клапан подается через реле топливного насоса).
40. Если клапан не закрывается, проверить, поступает ли ток к его электроразъему, и если да, клапан неисправен и нуждается в замене.
Давление в топливопроводе и контрольное давление
41. Выключить зажигание.
42. Подсоединить манометр с трехходовым краном (см. раздел 69) между регулятором контрольного давления и топливным распределителем.
43. Включить зажигание и запустить топливный насос (см. параграф 22). Повернуть кран так, чтобы открыть на манометр линию, идущую от топливного распределителя, и изолировать регулятор контрольного давления.
44. Снять показания манометра, которые должны соответствовать Спецификациям. Полученная величина дает давление в топливопроводе.
45. Причиной слишком низкого давления могут являться протечка на напорной стороне насоса, неисправный топливный аккумулятор, неисправный насос бензобака или засорившийся главный фильтр или фильтр бензобака.
46. Причиной слишком высокого давления могут являться засорившийся обратный топливопровод или неисправность регулятора давления в топливопроводе.
47. После установки правильного давления в топливопроводе проверить контрольное давление.
48. Повернуть трехходовой кран в среднее положение, так чтобы давление с обеих линий поступало на манометр. Регулятор контрольного давления должен быть холодным (иметь температуру окружающего воздуха).
49. Контрольное давление меняется в зависимости от температуры регулятора и должно быть таким, как это показано на рис. 3.99.
Рис. 3.99. График изменения контрольного давления с температурой (холодный двигатель)
50. Слишком высокое давление может быть вызвано засорением обратного топливопровода. При слишком низком давлении следует повторить проверку, установив новый регулятор давления.
51. При правильном "холодном" давлении подсоединить проводку к регулятору контрольного давления и дать насосу и регулятору поработать по крайней мере в течение 5 мин для того, чтобы регулятор прогрелся.
52. Проверить "горячее" давление, которое должно соответствовать Спецификациям.
53. И в этом случае слишком высокое давление может быть вызвано засорением обратного топливопровода.
54. Слишком низкое давление может быть вызвано недостаточным нагревом регулятора - проверить, поступает ли к регулятору ток.
55. Если регулятор не прогревается при наличии на нем напряжения, его следует заменить.
56. При правильных давлении в топливопроводе и контрольном давлении можно проверить давление покоя.
57. Оставить трехходовой кран в положении "2" (как для измерения контрольного давления).
58 Включить зажигание и дать насосу поработать по крайней мере в течение 5 сек для стабилизации контрольного давления. (Естественно, регулятор контрольного давления должен быть подключен).
59. Выключить зажигание и подождать, чтобы давление стабилизировалось.
60. Давление покоя должно установиться на величине, равной или превышающей минимум, указанный в Спецификациях. Низкое давление покоя вызывает проблемы при пуске горячего двигателя.
61. При слишком низком давлении покоя проверить, нет ли протечки в топливной линии, идущей от регулятора контрольного давления. На моделях 1975-77 г.г. топливный регулятор может пропускать через себя слишком много топлива. Замените регулятор и снова произведите проверку. На моделях выпуска с 1978 г. проверить игольчатый клапан регулятора давления в топливопроводе и при необходимости очистить или заменить его.
62. Другими причинами слишком низкого давления покоя могут являться неисправный обратный клапан топливного насоса или наружные протечки.
63. По завершению отсоединить тестерное оборудование и подсоединить проводку.
Топливные форсунки и топливный распределитель
64 Вытащить форсунки из их гнезд в головке цилиндров и положить каждую из них на чистую тряпку.
65. Включить зажигание и запустить топливный насос (см. параграф 22)
66. Осмотреть сопла форсунок. Они могут стать влажными, но из них не должно капать топливо.
67 Выключить зажигание.
68. Если форсунки протекают, значит имеет место внутренняя неисправность топливного распределителя, который подлежит замене.
69. Проверить форсунки при давлении покоя, медленно поднимая пластину воздушного датчика так, чтобы открылись дозирующие отверстия (зажигание все еще выключено).
70. Форсунки могут стать влажными, но из них в течение 15 сек не должно капать топливо. Если одна или несколько форсунок протекают, их надо очистить и проверить или заменить.
71. Проверить интенсивность подачи топлива форсунками, поместив каждую из них в стеклянный сосуд или мензурку одинакового размера.
72. Запустить топливный насос (см параграф 22). Поднять пластину воздушного датчика на половину ее полного хода и подождать, пока сосуды не станут почти полными. Опустить пластину.
Рис. 3.100. Проверка интенсивности подачи форсунок с помощью мерных мензурок
73. Все форсунки должны начать подавать топливо в одно и то же время и с одинаковой интенсивностью (разница не должна превышать 20%).
74. Если разница в интенсивности подачи превышает 20%, следует переставить форсунки вместе со шлангами у распределителя и повторить испытания.
75. Если разница в интенсивности подачи оказывается связанной с определенной форсункой, это говорит о дефекте форсунки или ее шланга. Если разница оказывается связанной с определенным местом подсоединения к распределителю, последний неисправен и его следует заменить.
76. Характер распыления топлива может быть определен путем помещения каждой форсунки по очереди в стеклянный сосуд. На рис. 3.101 показаны примеры хорошего и плохого распыления.
Рис. 3.101. Характер распыления форсункой топлива: 1. Правильная форма струи; 2. Допустимая форма струи; 3. Примеры неправильной формы струи (форсунку необходимо заменить)
77. Дальнейшая проверка форсунок должна производиться в мастерской "Вольво", где имеется необходимое для этого специальное оборудование.
Насос топливного бака
78. О неисправности насоса топливного бака могут говорить следующие симптомы:
- а. Повышенный уровень шума от главного насоса
- б. Плохая работа двигателя в целом и низкая максимальная скорость
- в. Рывки при движении и самопроизвольное выключение двигателя.
79. Прежде всего следует проверить линейный плавкий предохранитель в багажном отделении (на моделях 1975-78 г.г.) или предохранитель N5 в коробке предохранителей (на последних моделях).
80. Если предохранитель в порядке, проверить ток, потребляемый насосом (см. Спецификации).
81. Если и то, и другое в порядке, проверить, не засорился ли топливный бак (см. раздел 68).
82. При чистом фильтре топливного бака, или если ток, потребляемый насосом, не соответствует Спецификациям, следует заменить насос топливного бака.
Главный топливный насос
83. Для проверки работы главного топливного насоса отсоединить блок управления зажиганием.
84. На моделях 1975-77 г.г. отсоединить электроразъем на воздушном датчике.
85. На моделях выпуска с 1978 г. подсоединить тестерное реле (см. раздел 69).
86 Включить зажигание - насос должен начать работать (при прикосновении к проходному топливному фильтру, находящемуся в моторном отделении, должна ощущаться легкая вибрация).
87. Если насос не работает, проверить предохранители, проводку и реле. Работу реле можно проверить, только поочередно заменяя их.
88. Давление на выходе насоса проверяется во время проверки давления (см. параграфы 41-63). При желании можно проверить подачу насоса, отсоединив топливный фильтр и опустив нагнетательную трубку в мерную мензурку. Минимальная величина подачи указана в Спецификациях. Если все давления в системе правильные, но подача насоса тем не менее слишком мала, это может вызываться только засорением где-то в системе.