Для регулировки клапанов обязательно требуется специальное приспособление. При замене регулировочных шайб толкатели необходимо прижать вниз. Это приспособление имеет номер Volvo 5196 (Рисунок 13.31).
Рисунок 13.31. С помощью специального приспособления (5196) прижать толкатели клапанов вниз
Снять крышку головки цилиндров.
Повернуть коленчатый вал в положение верхней мертвой точки (ВМТ) цилиндра 1 ключом 427 мм за головку болта крепления шкива коленчатого вала. Оба кулачку распределительного вала цилиндра 1 должны быть обращены под углом наверх (Рисунок 13.28).
Зазоры клапанов в мм:
- Впускные клапаны 0,15-0,25*
- Выпускные клапаны! 0,35-0,40**
* на теплом двигателе 0,20-0,30 мм
** на теплом двигателе 0,35-0430 мм
Замерить с помощью набора щупов зазор между верхним краем кулачка и регулировочной шайбой на толкателе клапана.
Рисунок 13.32. Снятие регулировочной шайбы
Проверить таким способом зазоры всех клапанов. При этом следует устанавливать поршень соответствующего цилиндра в положение верхней мертвой точки. Оба кулачка должны быть обращены под углом вверх. При этом коленчатый вал проворачивается в направлении рабочего вращения двигателя (глядя спереди, вправо).
Регулировка зазоров клапанов заключается в установке регулировочной шайбы необходимой толщины. Это производится следующим образом.
Повернуть коленчатый вал приблизительно на четверть оборота вправо. Во всяком случае поршень должен отойти от положения верхней мертвой точки. После этого следует прижать толкатель клапана в сторону поршня.
Установить толкатели в нужное положение (Рисунок 13.31). Углубления должны быть обращены внутрь.
С помощью специального приспособления 5196 прижать толкатели клапанов вниз. Пинцетом удалить регулировочные шайбы.
Измерить толщину регулировочной шайбы микрометром. С задней стороны регулировочной шайбы также имеется маркировка: 3,80 = 3,80 мм. Регулировочные шайбы выпускаются размером от 3,00 мм до 4,25 мм с шагом 0,05 мм.
Пример: Замерен зазор клапана 0,15 мм. Заданное значение зазора составляет например 0,20 мм. Имеющийся зазор на 0,05 мм меньше заданного. Следовательно новая регулировочная шайба должна быть тоньше установленной на 0,05 мм. Если толщина установленной шайбы составляет 3,80 мм, то следует заменить ее на регулировочную шайбу 3,75 мм.
Хорошо смазать новую регулировочную шайбу моторным маслом м установить ее в толкатель маркировкой (номером толщины) вниз.
Проверить зазоры клапанов остальных цилиндров в последовательности 1-5-3-6-2-4. Указание: Не забывать проворачивать коленчатый вал на четверть оборота перед установкой новой регулировочной шайбы!
Провернуть двигатель на несколько оборотов и еще раз проверить зазоры клапанов.
Если требуется, установить новую прокладку и затем крышку головки цилиндров.
Внимание! В соответствии с двумя видами концов стержней клапанов имеются два типа прокладок.