Рисунок 13.7. Детали газораспределительного механизма: 1. Зубчатый ремень привода газораспределительного механизма; 2. Болт переднего зубчатого шкива распределительного вала (45 нм - 4,5 кгм); 3. Передний зубчатый шкив распределительного вала; 4. Верхняя крышка газораспределительного механизма; 5. Нижняя крышка газораспределительного механизма; 6. Зубчатый шкив коленчатого вала; 7. Ведущий ролик; 8. Разделительная плата; 9. Задний зубчатый шкив распределительного вала; 10. Зубчатый ремень привода топливного насоса высокого давления; 11. Болт (100 нм - 10 кгм); 12. Защитный кожух
Работы с газораспределительным механизмом могут выполняться на двигателе,установленном на автомобиле. Для этого можно снять радиатор и вентилятор.
Нижеследующее описание приводится для проведения работ без снятия двигателя. В этом случае можно не выполнять различные операции.
Отключить провод массы от аккумулятора.
Снять крышку головки цилиндров и крышки газораспределительного механизма (переднюю и заднюю).
Установить цилиндр №1 в положение верхней мертвой точки такта сжатия (Рисунок 13.6). Для этого поворачивать коленчатый вал за болт его ременного шкива головкой ключа 27 мм до установки двух кулачков распределительного вала для первого цилиндра под углом вверх и до совпадения метки на зубчатом шкиве насоса и меткой на опоре насоса.
Рисунок 13.6. Установка цилиндра 1 в положение верхней мертвой точки такта сжатия
Отвернуть болт ременного шкива коленчатого вала. При этом необходимо заблокировать коленчатый вал от проворачивания.
Еще раз проверить положение цилиндра 1 в верхней мертвой точки. Если требуется, провернуть коленчатый вал еще.
Отвернуть четыре болта крепления гасителя колебаний (шкива) и снять его. Если требуется, воспользоваться съемником.
Снять верхнюю крышку газораспределительного механизма и зубчатый ремень. Для ослабления ремня прежде ослабить болты крепления водяного насоса.
При замене ремня заменяется и ведущий ролик. Для снятия ведущего ролика отвернуть болт и снять ролик с помощью съемника.
Если требуется, снять задний зубчатый шкив с зубчатым ремнем. Заблокировать зубчатый шкив и вывернуть болт. Не допускать проворачивания распределительного вал.
Заблокировать распределительный вал в нулевом положении. Для этого обязательно требуется специальное приспособление. Оно представляет собой плату, устанавливающуюся на основание перед крышкой головки цилиндров. Поперечная планка упирается в углубление распределительного вала (с задней стороны). При этом распределительный вал устанавливается в нулевое положение и не может проворачиваться. На рисунке 13.8 представлено это приспособление, установленное на двигатель.
Рисунок 13.8. Приспособление(5190)блокирует распределительный вал в нулевом положении. Для компенсации люфта газораспределительного механизма следует со стороны насоса подложить щуп (0,20 мм)
Снятие распределительного вала
Снять детали газораспределительного механизма, следуя выше приведенным указаниям.
Отвернуть гайки крепления вакуумного насоса на гидроусилителе тормозной системы и снять насос. Положить насос на колесную арку.
Вытащить нажимную тягу насоса из отверстия в головке цилиндров.
Снять крышки 1 -го и 4-го подшипников распределительного вала (первого и последнего).
Снять крышки 2-го и 3-го подшипников распределительного вала. Гайки отворачивать по кругу, чтобы не нагружать распределительный вал.
Вытащить распределительный вал из головки цилиндров.
Проверка распределительного вала
Осмотреть распределительный вал на отсутствие повреждений и следов износа. Проверить шейки подшипников и кулачки. При обнаружении задиров или раковин обязательно заменять распределительный вал.
При повреждении крышек подшипников их следует заменять в головке цилиндров. Поставляются распределительные валы повышенного размера. Удалить два распорных сальника.
Установка распределительного вала
Смазать моторным маслом шейки подшипников распределительного вала и посадочные места подшипников в головке цилиндров.
Установить приспособление (Volvo 5190) в паз с задней стороны распределительного вала, выставив его в нулевом положении. Оба кулачка первого цилиндра (с передней стороны) должны располагаться наклонно вверх.
Установить крышки двух внутренних подшипников (2-го и 3-го). Внимание! Они асимметричны и могут устанавливаться только в одном положении. Затянуть равномерно и перекрестно гайки. Заводить распределительный вал при затяжке точно на его место
Снять приспособление и поставить два новых распорных сальника с обоих концов распределительного вала. Обеспечить правильную посадку сальников (сальники не должны быть перекошены). Не прижимать их внутрь до упора.
Установить наружные (предварительно смазанные) крышки подшипников (1-го и 4-го). Крышка 4-го подшипника устанавливается против коренного подшипника.
После этого затянуть все четыре крышки подшипников моментом 20 нм (2 кгм).
С помощью приспособления вставить сальники. С задним сальником это делать сложнее. Можно воспользоваться болтом шкива распределительного вала.
Установка деталей газораспределительного механизма
Надеть передний зубчатый ремень на зубчатый шкив коленчатого вала и водяного насоса. Наложить зубчатый ремень на зубчатый шкив распределительного вала и поставить шкив с ремнем на вал. Обеспечить правильную посадку зубьев ремня на зубчатых шкивах. Поставить зубчатый шкив на распределительный вал и завернуть болт. Болт затянуть вручную. Зубчатый шкив может поворачиваться (конусная посадка).
Натянуть зубчатый ремень с помощью водяного насоса. Натяжение измеряется специальным прибором (Volvo 5197). На нем имеется шкала. Натяжение должно составлять 12,5 единиц по шкале прибора.
Натяжение другим способом невозможно измерить.
Сильно нажать рукой на ремень и, если требуется, повторить выставку его натяжения.
Проверить, находится ли первый цилиндр в положении верхней мертвой точки метка на шкиве стоит напротив нулевой метки).
Выставить распределительный вал в нулевое положение и заблокировать его (с помощью приспособления с задней стороны).
После этого затянуть передний зубчатый шкив распределительного вала. Удерживая шкив, затянуть болт моментом 45 нм (4,5 кгм). Шкив и распределительный вал не могут проворачиваться.
Установить задний зубчатый ремень на топливный насос высокого давления и поставить зубчатый шкив на распределительный вал. Ввернуть болт и затянуть его вручную. Шкив еще может проворачиваться на распределительном валу.
Проконтролировать положение топливного насоса высокого давления (Рисунок 13.10).
Рисунок 13.10. Метки нулевого положения на топливном насосе высокого давления
Натянуть зубчатый ремень топливного насоса высокого давления с использование измерительного прибора (Volvo 5197) до значения 12,5. Нажать на ремень и при необходимости повторить выставку натяжения.
Затянуть болт зубчатого шкива моментом 100 нм (10 кгм). При этом шкив не должен проворачиваться.
Для проверки выставки провернуть двигатель на два оборота. Проверить совпадение меток на насосе и на шкиве и проверить положение кулачков первого цилиндра.
Установить прижимную тягу и установить вакуумный насос.
Установить крышки газораспределительного механизма, гаситель колебаний и крышку головки цилиндров.