Головка цилиндров и распределительный вал
Головка блока цилиндров является в известной мере крышкой двигателя. В ней стоят клапаны, а также в ней проделаны каналы для рабочей смеси и выхлопных газов. Головка отлита из сплава на основе алюминия и внутри, также как и блок цилиндров охлаждается циркулирующей охлаждающей жидкостью.
В самом верху в головке цилиндров находятся распределительные валы. С помощью кулачков клапаны открываются и закрываются при определенных положениях поршня в цилиндре двигателя.
Промежуточным элементом между распредвалом и клапанами являются коромысла или толкатели. Каждый толкатель или коромысло располагаются над клапаном и двумя клапанными пружинами. Кулачки касаются толкателей не точно в середине, а слегка смещено, в результате чего клапаны при каждом нажатии вниз немного проворачиваются вокруг своей оси. Этим достигается герметичность клапана в седле головки блока цилиндров.
Элементы головки блока цилиндров 1,6- и 1,8-литровых двигателей: 1 - кожух; 2 - шланг; 3 - полукруглое уплотнение; 4 - крышка головки блока цилиндров; 5 - прокладка; 6 - датчик угла поворота распределительного вала; 7 - распределительный вал впускных клапанов; 8 - распределительный вал выпускных клапанов; 9 - сальник; 10 - крышка переднего подшипника распредвала; 11 - зубчатое колесо распредвала; 12 - головка блока цилиндров; 13 - корпус канала системы смазки.
Элементы головки блока цилиндров 2,0 л двигателя: 1 - головка блока цилиндров; 2 - зубчатое колесо; 3 - распределительный вал выпускных клапанов; 4 - распределительный вал впускных клапанов; 5 - звездочка; 6 - элементы впускного клапана; 7 - элементы выпускного клапана; 8 - цепь; 9 - датчик угла поворота коленчатого вала.
Гидравлический толкатель
При наличии гидравлического регулирования зазоров клапанов отпадает необходимость контроля этих зазоров, но при этом необходимо, чтобы закрытые клапаны плотно прилегали к седлам клапанов, и при этом обеспечивалась бы необходимая герметичность.
Внимание: Стуки, какие бывают при повреждении подшипников, может издавать двигатель с гидравлическими толкателями при первом запуске после длительного простоя. Этот эффект проявляется, если масло вытекает из гидравлических толкателей и из-за этого снова образуется зазор в приводе клапанов. Но при этом нет основании для волнений: шум исчезает через некоторое время и привод клапанов снова работает бесшумно. Если гидротолкатель стучит долго или даже при прогретом двигателе, его нужно проверить.