![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/411449.jpg)
Рисунок 13.42. Коленчатый вал, поршни и шатуны: 1. Поршень с поршневыми кольцами; 2. Шатун с втулкой подшипника; 3. Шатунный подшипник; 4. Коренной подшипник (два типа исполнения); 5. Коленчатый вал; 6. Опорный подшипник, фланец заднего сальника и сальник; 7. Крышка коренного подшипника; 8. Крышка подшипника; 9. Зубчатый приводной шкив и шкив коленчатого вала
Настоящее описание предполагает полное снятие моторного блока с автомобиля. В зависимости от вида ремонта некоторые рабочие операции могут не выполняться.
Снять двигатель.
Снять головку цилиндров и зубчатый ремень.
Снять водяной насос, корпус термостата и термостат.
С помощью отвертки удалить задний сальник коленчатого вала.
Для снятия опорного подшипника конца коленчатого вала (при его повреждении или износе) требуется специальный съемник (Volvo 4090).
Удалить передний сальник коленчатого вала.
Снять масляный фильтр.
Снять последовательно масляный картер, заборную трубку с грубым фильтром, масляный насос и фланец заднего сальника.
Измерить осевой люфт шатунов. Для измерения пользоваться набором щупов. При значении люфта, превышающем 0,40 мм, шатуны следует заменять. Шатуны заменяются только в комплекте; все они должны заменяться одновременно.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/411450.jpg)
Рисунок 13.34. Измерение осевого люфта шатуна
Снять крышки подшипников шатунов и вынуть поршни с шатунами из цилиндров, нажимая на них вниз. При этом воспользоваться рукояткой молотка или чем-либо подобным.
Шатуны, вкладыши подшипников и крышки раскладывать рядом. Пометить шатуны и крышки.
Проверить наличие меток на крышках верхних подшипников; при необходимости нанести метки. Снять крышки верхних подшипников и вкладыши подшипников. Снять коленчатый вал из подшипников.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/411451.jpg)
Рисунок 13.35. Метки на крышке подшипника шатуна и на шатуне, чтобы не перепутать детали
Снять вкладыши подшипников из моторного блока.
Проверка деталей
Перед проверкой очистить все детали.
Продуть все каналы смазки коленчатого вала сжатым воздухом.
Отполировать стенки цилиндров до появления блестящей поверхности.
Сначала проверить визуально все вкладыши подшипников, шейки подшипников, отверстия цилиндров и т.д. Обращать внимание на вмятины, выбоины и следы перегрева (посинения).
Измерить диаметр поршней с помощью микрометра на расстоянии 15 мм от края. Измеренные значения не должны отличаться от заданных (см. таблицу) более, чем на 0,04 мм. Диаметр поршня выбит на головке поршня (например 76.50).
С помощью специальных щипцов снять поршневые кольца.
Сняв стопорные пружины и поршневые пальца, можно разделить шатуны и поршни.
Удалить нагар. Проточки под поршневые кольца могут очищаться например с помощью сломанного поршневого кольца.
Проверить целостность, отсутствие износа и растрескивания поршней. Поршни с закругленными кромками подлежат замене. Причиной этого могут быть форсунки. В этом случае их следует также заменять.
Измерить осевые зазоры поршневых колец в из проточках. У обоих компрессионных колец зазоры не должны превышать значения 0,20 мм; у маслосъемного кольца максимально допустимый зазор составляет 0,15 мм.
Проверить посадку поршневых пальцев в отверстиях. Палец должен иметь люфт (в обоих направлениях).
Вставить поршневые кольца в отверстие с нижней стороны цилиндра и протолкнуть их на глубину 15 мм от верхнего края. Прижать пружины поршнем, чтобы они хорошо сели в отверстии.
Измерить с помощью набора щупов стыковые зазоры поршневых колец. Зазоры не должны превышать 1,0 мм.
Проверить посадку поршневых пальцев на шатунах. Здесь не должно быть люфтов; пальцы должны вставляться рукой с небольшим сопротивлением.
Возможна замена опорной втулки в отверстии шатуна. Для этого необходимо воспользоваться прессом. Установить втулку узким скосов вверх, но не прямо на ее смазочное отверстие. Рассверлить это смазочное отверстие так, чтобы можно было надеть втулку на палец рукой с небольшим сопротивлением (без люфта!).
Проверить конусность и овальность коренных шеек коленчатого вала (Рисунок 13.36). Измерение производить в нескольких местах микрометром. Максимально допустимая овальность составляет 0,03 мм; максимально допустимая конусность составляет 0,05 мм.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/411452.jpg)
Рисунок 13.36. Конусность и овальность шейки коленчатого вала
Измерить отверстия цилиндров с помощью внутреннего микрометра. Используется микрометр с пределом 50-100 мм Измерения производить в трех местах и в двух направлениях (Рисунок 13.37). Значения не должны различаться между собой более, чем на 0,04 мм и не должны отличаться от заданных значений более, чем на 0,04 мм. Диаметр цилиндра выбит на моторном блоке (последние три цифры = группа хонингования). При хонинговании цилиндра выбивается новый номер.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/411453.jpg)
Рисунок 13.37. Измерение отверстий цилиндров
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/411454.jpg)
Рисунок 13.38. Выбитый номер
Сборка
Вставить вкладыши подшипников (со смазочными отверстиями). Смазать их.
Коренные подшипники устанавливаются в двух исполнениях: в виде жесткого подшипника и в виде вкладыша подшипника с разгрузочными прижимными кольцами. Запчасти в последнем варианте не поставляются.
Вложить коленчатый вал в подшипники.
Вложить вкладыши подшипников в крышки подшипников и смазать моторным маслом. Сначала установить коренной подшипник. Обращать внимание на цифровую маркировку: они должны быть обращены к краю масляного фильтра. Маркировка на двух наружных крышках должны быть обращены наружу.
Затянуть крышки подшипников (одну за другой) моментом 65 нм (6,5 кгм). Проверить возможность проворачивания коленчатого вала без заклинивания.
Проверить осевой люфт коленчатого вала, установив на его конце стрелочный индикатор. Нажимая отверткой на конец коленчатого вала, измерить его осевой люфт (максимальное допустимое значение 0,25 мм).
При необходимости установить новый опорный подшипник коленчатого вала. Смазать его смазкой для подшипников (примерно 1,5 грамма).
Установить фланец заднего сальника и (новый!) сальник коленчатого вала. Смазать поверхность под сальник, а также уплотняющие губки сальника.
Собрать шатуны и поршни (Рисунок 13.39).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/411455.jpg)
Рисунок 13.39. Метки на поршне и на шатуне
Установить стопорное кольцо и вставить поршневой палец в поршень и в шатун. Если это невозможно сделать разогреть поршень до 60"С. Установить другое стопорное кольцо.
Установить поршневые кольца. Установить сначала компрессионное кольцо в самую верхнюю канавку, а затем маслосъемное кольцо. Повернуть стыки колец под 180* (Рисунок 13.40).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/411456.jpg)
Рисунок 13.40. Установка поршневых колец
Установить два компрессионных кольца и повернуть их, равномерно распределив стыки колец. Хорошо смазать все детали.
Смазать цилиндры и поршни.
Установить сборки поршней и шатунов в цилиндры. При этом воспользоваться лентой для стягивания поршневых колец. Стрелка на поршне должна быть обращена в сторону привода газораспределительного механизма.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/411457.jpg)
Рисунок 13.41. Установка шатунов. Стрелками указаны кулачки
Проверить маркировки на шатунах. Кулачки должны быть обращены к передней стороне (стороне привода газораспределительного механизма). Гайки крепления шатунов должны затягиваться моментом 45 нм (4,5 кгм).
Проверить возможность проворачивания коленчатого вала.
Установить масляный насос с новой прокладкой и передний сальник коленчатого вала. Смазать уплотнительные губки сальника.
Установить маслозаборную трубку (10 нм — 1 кгм) и масляный картер с новой прокладкой. Задний край масляного картера должен находиться по одной линии с моторным блоком.