Рисунок 13.44а Топливный насос высокого давления (вид сзади): 1. Возвратная трубка; 2. Топливный винт (запломбирован); 3. Клапан прекращения подачи топлива; 4. Нагнетательный клапан; 5. Выход
Рисунок 13.44b.Топливный насос высокого давления (вид спереди): 1. Винт регулировки максимального числа оборотов двигателя; 2. Винт регулировки стационарного числа оборотов двигателя; 3. Приводной вал; 4. Муфта (используется при выставке момента впрыска); 5. Рычаг; 6. Термостат; 7. Диск управления; 8. Устройство запуска холодного двигателя
Момент впрыска топлива, а также стационарное и максимальное количество оборотов двигателя выставляются с помощью насоса. Контрольные и регулировочные работы выполняются на испытательном стенде квалифицированным персоналом.
Регулировка момента впрыска производится изменением положения насоса в его креплении.
Привод топливного насоса высокого давления осуществляется через задний ремень от распределительного вала.
Насос оборудован устройством запуска холодного двигателя, облегчающим запуск двигателя при низких температурах и уменьшающим при запуске содержание вредных веществ в выхлопных газах.
Рисунок 13.45. Система впрыска топлива
Двигатель оборудован системой предварительного разогрева со свечами накаливания. Система включается от замка зажигания. При включении системы на приборной доске загорается контрольная лампа. Свечи накаливания разогревают воздух в вихревых камерах и таким образом обеспечивают запуск двигателя при низких температурах.
Воздушный фильтр не только очищает всасываемый двигателем воздух, но и служит для снижения шума. Воздушный фильтр имеет сменный бумажный фильтрующий элемент, который нельзя мочить или промывать. Единственной формой технического обслуживания воздушного фильтра является замена фильтрующего элемента. Загрязненный фильтр блокирует прохождение воздуха в двигатель, так что воздушно-топливная смесь становится переобогащенной и двигатель сильно перегружается. Это можно определить по следующим признакам:
- черный дым из выхлопной трубы.
- повышенный расход топлива.
- снижение мощности (приемистости) максимальной скорости.
Топливный насос высокого давления подает в двигатель топлива больше, чем тот потребляет. Излишек топлива сливается через возвратную трубку обратно в топливный бак. Насос обеспечивает непрерывную циркуляцию топлива. Кроме того топливо охлаждает насос и обеспечивает постоянную вентиляцию системы. Благодаря высокой производительности насоса и расположению ее элементов система автоматически удаляет воздух. Насос смазывается проходящим по нему топливом. Необходимо обеспечивать поступление незагрязненного топлива, так как иначе насос может выйти из строя.
Фильтр типа "бокс", под фильтром установлен водоотделитель. Фильтрующий элемент V-образный. представляющий собой свернутую спиралью бумагу. Бумага смачивается протекающей жидкостью, и вода выделяется из топлива на бумаге в виде капель.Так как вода тяжелее дизельного топлива, капли падают в сборный бачок водоотделителя. Два (ранее одно) кольца круглого сечения обеспечивают уплотнение соединения топливного фильтра и кронштейна.При неправильной установке этих колец в фильтр подсасывается воздух. Устанавливать фильтр только предписанного типа.
Рисунок 13.46. Фильтр типа "бокс"
Регулировки на топливном насосе высокого давления
Единственными регулировками, которые можно выполнять на топливном насосе высокого давления являются:
- регулировка стационарного числа оборотов и повышенного стационарного числа оборотов;
- выставка топливного насоса высокого давления.
Другие виды регулировок производятся на испытательном стенде после снятия насоса с двигателя.
Регулировка стационарного и максимального числа оборотов
Для этой регулировки требуется измеритель числа оборотов (механический с пьезоэлементом или оптический), специально предназначенный для дизельных двигателей.
Разогреть двигатель до рабочей температуры. Оставить двигатель работать на оборотах холостого хода.
Измерить стационарное число оборотов. Оно должно составлять 750 об/мин. Регулировка числа оборотов производится регулировочным винтом (Рисунок 13.47). После регулировки законтрить винт и стопорную гайку краской.
Рисунок 13.47. Регулировка стационарного и максимального числа оборотов: 1. Регулировочный винт стационарного числа оборотов; 2. Регулировочный винт максимального числа оборотов
Повернуть рукой исполнительный диск на насосе (как можно резче), увеличивая число оборотов двигателя до максимального значения Оно должно составлять 5200 об/мин. Отрегулировать максимальное число оборотов регулировочным винтом (Рисунок 13.47). Законтрить регулировочный винт краской.
Последовательно проверить регулировку исполнительных элементов.
Регулировка исполнительных элементов
См. рисунки 13.48-13.54.
Рисунок 13.48. Регулировка приводных элементов устройства запуска холодного двигателя должна производиться только на холодном двигателе. Ослабить болт 1. Нажать рычаг вперед и повернуть корпус на 90".
Внимание! Не ослаблять болт 2. Если этот болт был ослаблен, необходимо снимать топливный насос высокого давления и производить регулировку на испытательном стенде.
Рисунок 13.49. Регулировка троса газа. Трос должен быть натянут, но не должен влиять на положение исполнительного ролика. Исполнительный ролик должен прилегать к стационарному упору.
Внимание! Освободить соединительную тягу.
Рисунок 13.50. Проверка положения полного газа. Нажать на педаль газа до упора. При этом исполнительный ролик должен прижаться к упору полного газа.
Рисунок 13.51. Регулировка троса kick-down на автомобилях, оборудованных автоматической трансмиссией. Нажать на педаль газа до упора. При этом трос должен переместиться в положение полного газа примерно на 52 мм. В стационарном положении трос должен быть натянут. Расстояние между зажимом троса и корпусом должно составлять 0,25-1,0 мм.
Рисунок 13.52. Снова подсоединить соединительную тягу. Установить исполнительный ролик в положение полного газа. Выставить длину соединительной тяги таким образом, чтобы рукоятка насоса доходила до упорного винта ускоренных оборотов холостого хода двигателя.
Рисунок 13.53. Установить соединительную тягу в стационарное положение. Возвратить исполнительный ролик к стационарному упору. Переместить шаровое соединение на рычаге таким образом, чтобы рукоятка доходила до стационарного регулировочного винта.
Рисунок 13.54. Для проведения полной регулировки повторить действия в соответствии с рисунками 13.52 и 13.53. Максимально допустимый зазор между исполнительным роликом и стационарным и упором полного газа составляет 0,3 мм. Подключить устройство запуска холодного двигателя, если оно снималось.
Выставка момента впрыска
Для этой регулировки требуется стрелочный индикатор и специальный переходник (5194).
Снять заднюю крышку зубчатого ремня.
Следуя указаниям на рисунке 13.48, снпять устройство запуска холодного двигателя.
Установить цилиндр 1 в положение верхней мертвой точки (Рисунок 13.55). Провернуть двигатель ключом 27 мм за центральный болт крепления гасителя колебаний.
Рисунок 13.55. Установка 1 цилиндра в положение верхней мертвой точки
Провернуть двигатель до совпадения меток на шкиве насоса и на кронштейне насоса. Выставить шкив по нулевой метке.
Установить стрелочный индикатор на насос (Рисунок 13.56). Вывернуть втулку из насоса.
Рисунок 13.56. Установка стрелочного индикатора на насосе
Установить переходник и стрелочный индикатор (минимальный диапазон измерения 0-3 мм). Дать индикатору предварительный натяг примерно 2 мм.
Медленно поворачивать коленчатый вал влево до минимального показания стрелочного индикатора. В этом положении обнулить стрелочный индикатор.
Медленно поворачивать коленчатый вал вправо до установки шкива точно на нулевой метке. Если при повороте двигателя нулевое положение пройдено, провернуть его обратно примерно на 1/4 оборота, пройдя нулевое положение, и снова вернуться к нулевой метке.
При этом показания стрелочного индикатора должны составлять (= контрольное значение) 0,65-0,73 мм.
Если результат измерения меньше заданного значения: Отпустить болты крепления насоса и повернуть насос до получения заданного значения. Затянуть болты крепления.
Если результат измерения больше заданного значения: Отпустить болты крепления насоса и повернуть насос сначала так, чтобы стрелочный индикатор показывал приблизительно 0,60 мм. После этого повернуть насос до получения заданного значения. Затянуть болты крепления.
Внимание! Если эта регулировка не дает требующегося результата,-необходимо произвести снова основную выставку двигателя, возможно не точно выставлено положение верхней мертвой точки.
Внимание! Чтобы не нарушить остальные регулировки ни в коем случае нельзя стучать или ударять по насосу.
Провернуть двигатель еще на два оборота и повторить проверку регулировки. Снять стрелочный индикатор с переходником. Установить втулку с новой прокладкой. Произвести затяжку моментом примерно 9 нм (0,9 кгм).
Установить заднюю крышку зубчатого ремня.
Снятие и установка топливного насоса высокого давления
Зажать шланги устройства запуска холодного двигателя струбцинами и отсоединить шланги.
Отсоединить трос газа и трос kick-down (при наличии автоматической трансмиссии).
Отсоединить провод от топливного клапана.
Снять заднюю крышку зубчатого ремня.
Отсоединить подводящий и выходной шланги. Закрыть их, чтобы не вытекало топливо.
Снять вакуумный насос с нажимной тягой. Удалить гайки крепления, отложить насос в сторону.
Перед отсоединением тщательно очистить места соединений всех шлангов. Удалить хомуты и отсоединить все трубки.
Установить цилиндр 1 в положение верхней мертвой точки (по нулевой метке шкива).
Отвернуть болты крепления кронштейна насоса. После этого ослабить натяжения ремня. Повернуть болт так, чтобы насос занял самое верхнее положение. Снять ремень.
Заблокировать распределительный вал и отвернуть болт крепления зубчатого шкива распределительного вала. Распределительный вал не должен проворачиваться! Болт отворачивать на столько, чтобы зубчатый шкив мог проворачиваться на распределительном валу.
Заблокировать зубчатый шкив и отвернуть гайку с шайбой. Снять шкив с вала насоса (требуется съемник).
Снять передний кронштейн насоса.
Отвернуть насос от заднего кронштейна и снять насос. Задний болт является болтом 6 мм с головкой с внутренним шестигранником.
Поставить насос на место и завернуть болты переднего кронштейна. Болты пока не затягивать.
Совместить метки насоса и кронштейна (стрелка на рисунке 13.57). Затянуть болты кронштейна насоса.
Рисунок 13.57. Крепление насоса на кронштейнах
Установить зубчатый шкив насоса. Затянуть болт моментом 45 нм (4,5 кгм).
Снять устройство запуска холодного двигателя (Рисунок 13.48).
Вывернуть центральную втулку из насоса и установить специальный переходник (5194). Установить стрелочный индикатор (минимальный диапазон измерения 0-3 мм) на нуль с предварительным натягом±2 мм.
Повернуть зубчатый шкив насоса вправо так, чтобы совпали метки на зубчатом шкиве и на кронштейне насоса.
Повернуть зубчатый шкив насоса до минимального показания стрелочного индикатора. В этом положении обнулить шкалу стрелочного индикатора.