Внимание: Операции по снятию головки блока цилиндров следует выполнять только на холодном (температуры окружающей среды) двигателе!
Замечание: Ниже приведен порядок выполнения операций по снятию головок двигателей, оборудованных системой К/В.
Двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP
Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Главу 5) и снимите воздухоочиститель (см. Главу 4), выверните крепежный болт на верхней панели передка и снимите воздухозаборник.
2. На моделях, оборудованных двигателями Z12XE/Z14XEP, снимите накладку переднего бампера (см. Главу 11).
3. Слейте охлаждающую жидкость (см. Главу 3).
4. Шланги системы подогрева от корпуса дроссельной заслонки, а так же питающий шланг системы охлаждения от водяного насоса.
5. Снимите вакуумную линию усилителя тормозов, отсоедините электропроводку и отсоедините возвратный шланг обогревателя.
6. Сбросьте давление в топливной системе через сервисный штуцер при помощи специального прибора KM-J-34730-9 1 (см. сопр. иллюстрацию). Слейте топливо в подходящую емкость.
11.6. Установка приспособления KM-J-34730-91 (2): 1. Сервисный штуцер; 2. Заглушка сервисного штуцера
7. При помощи приспособления КМ-796(-А) отсоедините топливную линию от корпуса дросселя (см. сопр. иллюстрацию) и закройте отверстия подходящими заглушками.
11.7 Стрелкой указано место отсоединения топливной линии от корпуса дросселя (двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP)
8. Отсоедините шланг системы вентиляции топливного бака (EVAP) от впускного воздуховода и отведите его в сторону.
9. Отсоедините разъемы электропроводки, показанные на сопр. иллюстрации и отведите жгуты электропроводки в сторону.
11.9. Разъемы электропроводки датчиков и систем двигателя (на примере двигателя Z10XEP): 1. Датчика распределительных валов; 2. Инжекторов; 3. Системы управления дроссельной заслонкой; 4. Модуля зажигания; 5. Датчика давления моторного масла; 6. Датчика температуры охлаждающей жидкости; 8. Модуля управления двигателем; 10. Клапана системы EGR. Стрелками указаны точки крепления кабеля заземления; 7. Кабельный канал; 9. Штекер комбинации
Замечание: На двигателях Z10XEP и Z14XEP необходимо предварительно снять крышку топливораспределительной магистрали.
10. Снимите систему выпуска отработавших газов (см. Главу 4).
11. Отсоедините электропроводку от стартера, высвободите жгут электропроводки из держателей на впускном воздуховоде.
12. Отсоедините электропроводку от компрессора К/В, выверните 3 болта и вывесите компрессор.
Внимание: Система кондиционирования не должна вскрываться! Соблюдайте меры безопасности, приведенные в соответствующем разделе Главы 3!
13. Снимите трубку щупа измерения уровня двигательного масла. Рассоедините разъем электропроводки докаталитического лямбда-зонда, затем, используя специальное приспособление КМ-6129 (см. сопр. иллюстрацию), выверните зонд.
11.13. При помощи приспособления КМ-6129 (1) выверните лямбда зонд (на примере двигателя Z10XE): 2. Левая такелажная проушина
14. Выверните болт и снимите левую такелажную проушину двигателя (см. иллюстрацию 11.13), затем выверните болты крепления термозащитного экрана выпускного коллектора и снимите его.
15. Выверните 7 гаек (на двигателях Z12XE/Z14XEP - 9 гаек), удалите шайбы и снимите выпускной коллектор.
16. Снимите крышку масляного фильтра (см. Главу 1), а затем выверните 3 болта крепления корпуса фильтра (см. сопр. иллюстрацию) и снимите его с блока цилиндров.
11.16. Болты (2) крепления корпуса (1) масляного фильтра (на примере двигателя Z10XE)
17. Снимите мультиреберный ремень (см. Раздел 7).
18. Выверните 3 крепежных болта и снимите шкив водяного насоса.
19. Выверните 3 болта и отсоедините патрубок системы охлаждения от водяного насоса (см. сопр. иллюстрацию).
11.19. Патрубок системы охлаждения на водяном насосе (на примере двигателя Z10XE)
20. Выверните болты крепления водяного насоса и крышки привода ГРМ (см. сопр. иллюстрацию).
11.20. Болты (1) крепления корпуса водяного насоса - стрелками указаны болты крепления крышки ГРМ (на примере двигателя Z10XE)
21. Снимите модуль зажигания (см. Главу 5).
22. Выверните 13 крепежных болтов и снимите крышку головки блока цилиндров.
23. Приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия (см. Раздел 6).
24. Снимите приводные звездочки распределительных валов (см. Раздел 8), аккуратно опустите цепь в корпус привода ГРМ.
25. Отпустите болты креплении головки в порядке, обратном представленному на сопр. иллюстрациях, в 2 приема - при первом подходе отпустите болты на 90°, а при втором - на 180°, затем полностью выверните болты.
11.25а. Порядок затягивания головки блока цилиндров двигателей Z10XE(P) | 11.25b. Порядок затягивания головки блока цилиндров двигателей Z12XE/ Z14XEP |
26. Воспользовавшись помощью ассистента снимите головку блока цилиндров - при этом натяжитель цепи должен перемещаться вдоль своей направляющей. Снятую головку следует уложить на деревянную поверхность.
27. Удалите остатки герметика с сопрягаемых поверхностей, осторожно подденьте прокладки в точках, указанных на сопр. иллюстрации стрелками, и удалите их.
11.27. Уплотнения внутренней стороны крышки привода ГРМ
Установка
28. Установите новые прокладки и обрежьте выступающие кромки (I) со стороны кожуха привода ГРМ (см. сопр. иллюстрацию).
11.28. Установка новых прокладок уплотнительных стыков
29. Перед установкой новой прокладки головки блока нанесите полоску герметика (серого цвета) толщиной примерно 2 мм в углах стыка блока цилиндров с кожухом ГРМ (см. сопр. иллюстрацию).
11.29. Установка новых прокладок головки блока цилиндров: 1. Прокладка вертикальной поверхности крышки ГРМ; 1. Места нанесения герметика
Внимание: Установка головки должна быть закончена не позднее 10 минут после нанесения герметика!
Установите новую прокладку головки блока маркировкой «ТОР» вверх и прижмите в местах нанесения герметика. Вставьте крепежные болты крышки ГРМ (см. там же), наденьте на них прокладки вертикальной поверхности крышки привода ГРМ и прижмите прокладки внизу, в местах нанесения герметика.
30. Воспользовавшись помощью ассистента, установите головку блока - заведите натяжитель цепи на направляющую и, используя приспособление КМ-955-1 , зафиксируйте его.
31. Закрепите головку блока завернув новые крепежные болты головки на несколько оборотов, подбейте головку, используя резиновый молоток в направлении кожуха привода ГРМ и затяните 3 крепежные болта крышки привода (см. сопр. иллюстрацию).
11.31. Перед затягиванием болтов крепления головки блока необходимо затянуть крепежные болты (1) крышки привода ГРМ
32. Затягивание болтов крепления головки блока цилиндров производится в последовательности, указанной на иллюстрациях 11.25а и 11.25b, в 4 приема (см. Спецификации): при первом подходе затяните болты с использованием динамометрического ключа, а при последующих при помощи специального угломерного устройства.
33. Выверните установленные ранее 3 крепежные болта крышки привода ГРМ, установите и затяните снимавшиеся крепежные болты водяного насоса а затем все болты крепления крышки привода ГРМ.
34. Установка остальных компонентов производится в порядке, обратном порядку снятия, при этом замените все снимавшиеся уплотнительные прокладки. После установки приводных звездочек произведите регулировку фаз газораспределения (см. Раздел 6).
Двигатели Z14XE/Z16XE/Z18XE
35. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Главу 5), при соответствующем исполнении снимите крышку двигателя (см. Раздел 2).
36. Слейте охлаждающую жидкость (см. Главу 3).
37. Снимите зубчатый ремень (см. Раздел 8), при этом, если необходимости в замене ремня нет, правую опору двигателя снимать не надо. Выверните крепежный болт и снимите направляющий ролик зубчатого ремня со стороны впускного распределительного вала.
38. Рассоедините разъемы электропроводки датчиков давления и уровня масла и датчика коленчатого вала.
39. Снимите систему выпуска отработавших газов (см. Главу 4).
40. Ослабьте крепление генератора, для чего выверните 2 верхних болта и отделите генератор от опоры, затем отпустите крепежную гайку (см. сопр. иллюстрацию).
11.40. Верхние болты (1) и гайка (2) крепления генератора (двигатели Z14XE/Z16XE/Z18XE)
41. Выверните верхний болт, ослабьте нижний и отведите в сторону кронштейн впускного воздушного тракта (см. сопр. иллюстрацию).
11.41. Кронштейн впускного воздушного тракта (двигатели Z14XE/Z16XE/Z18XE)
42. Снимите модуль зажигания (см. Главу 5).
43. Отсоедините электропроводку лямбда-зонда, отсоедините и отведите в сторону все шланги на крышке головки цилиндров. Выверните 10 крепежных болтов и снимите крышку головки.
44. Снимите зубчатые колеса распределительных валов (см. Раздел 5) и снимите заднюю крышку зубчатого ремня.
45. Отсоедините кабель заземления, выверните крепежные болты и снимите кронштейн крепления генератора (см. сопр. иллюстрацию), затем сдвиньте генератор назад.
11.45. Болты (3,4,5) скобы крепления генератора (на примере двигателя Z18XE): 1. Кабель заземления; 2 Крепежная гайка кабеля
46. Сбросьте давление в топливной системе через сервисный штуцер при помощи специального прибора KM-J-34730-91 (см. сопр. иллюстрацию). Отсоедините питающую топливную линию.
11.46. Установка прибора KM-J-34730-91 (на примере двигателя Z18XE)
47. Отсоедините электропроводку системы управления двигателем и шину заземления, отведите жгуты электропроводки в сторону.
48. Выверните 2 болта и снимите топливораспределительную магистраль, снимите инжектора вместе с электропроводкой.
49. Отсоедините вакуумную линию усилителя руля и возвратный шланг отопителя. Отсоедините возвратный шланг системы подогрева от корпуса дроссельной заслонки.
50. Отпустите 7 крепежных гаек и снимите впускной трубопровод/коллектор.
51. Выверните крепежный болт (см. сопр. иллюстрацию) и отсоедините патрубок системы охлаждения. Отсоедините остальные шланги системы, крепящиеся на головке двигателя или затрудняющие доступ к ней.
11.51. Болт (указан стрелкой) крепления патрубка системы охлаждения (на примере двигателя Z18XE)
52. Выверните крепежный болт и снимите воздухозаборник с панели передка.
53. Рассоедините разъем электропроводки докаталитического лямбда-зонда, затем, используя специальное приспособление КМ-6129 (см. сопр. иллюстрацию), выверните зонд.
11.53. Снятие докаталитического лямбда-зонда (2) при помощи специального приспособления КМ-6129 (1): 3. Разъем электропроводки
54. Выверните 3 болта и снимите термозащитный экран выпускного коллектора, при необходимости снимите трубку щупа измерения уровня двигательного масла. Отпустите 9 гаек (на двигателе Z18XE - 10 гаек) и снимите выпускной коллектор.
55. Отпустите болты крепления головки в порядке, обратном показанному на сопр. иллюстрации в два приема - при первом подходе отпустите болты на 90°, а при втором - на 180° затем полностью выверните болты и снимите головку блока. При необходимости воспользуйтесь помощью ассистента.
11.55. Порядок затягивания головки блока цилиндров (двигатели Z14XE/Z16XE/Z18XE)
56. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия, при этом замените все уплотнительные прокладки снимавшихся компонентов. Затяните резьбовые соединения с требуемым усилием (см. Спецификации). При установке головки блока используйте новые крепежные болты. Затягивание болтов крепления головки блока цилиндров производится в последовательности указанной на иллюстрации 11.55 в 5 приемов: при первом подходе затяните болты с использованием динамометрического ключа, а при последующих при помощи специального угломерного устройства.
Двигатель Z16SE
57. Головка блока цилиндров крепиться теми же болтами что и корпус распределительного вала, - операции по снятию/установке головки те же самые (см. Раздел 10).
Двигатель Z13DT
58. Снимите корпус распределительных валов (см. Раздел 10).
59. Отсоедините питающую воздушную трубу от впускного трубопровода (см. сопр. иллюстрацию).
11.59. Болты (указаны стрелками)крепления питающей воздушной трубы (1) (двигатель Z13DT)
60. Отсоедините 3 шланга системы охлаждения, корпус термостата и датчик температуры охлаждающей жидкости.
61. Отделите верхнего клапана системы рециркуляции отработавших газов (EGR) от креплений (см. сопр. иллюстрацию). Выверните 2 болта крепления корпуса маслоотделителя и отведите его от двигателя.
11.61. Крепление сборки верхнего клапана EGR (двигатель Z13DT) - стрелками указаны болты крепления маслоотделителя (3): 1, 4. Крепежные болты; 2. Фиксатор
62. Выверните болт крепления патрубка системы охлаждения к головке цилиндров и отведите патрубок. Выверните болт и снимите трубку щупа для измерения уровня двигательного масла.
63. Выверните болты крепления головки в порядке, обратном показанному на сопр. иллюстрации. Воспользуйтесь помощью ассистента и снимите головку с двигателя. Снятую головку следует укладывать только на деревянную поверхность.
11.63. Порядок затягивания головки блока цилиндров (двигатель Z13DT)
64. Перед установкой головки необходимо зафиксировать маховик коленчатого вала от проворачивания при помощи специального приспособления (см. Раздел 6).
65. Для дизельных двигателей особое значение имеет толщина новой прокладки головки цилиндров. Порядок выполнения измерений приведен ниже (см. «Двигатели Y17DT(L)/Z17DTH»), а таблица соответствия размеров - в Спецификациях в начале данной главы. На прокладке наноситься соответствующие метки в виде отверстий (см. сопр. иллюстрацию).
11.65. Маркировка прокладки головки цилиндров для двигателя Z13DT
67. Затягивание болтов крепления головки блока цилиндров производится в последовательности указанной на иллюстрации 11.63 с 1 по 10, в 4 приема (см. Спецификации): при первом и втором подходах затяните болты с использованием динамометрического ключа, а при последующих при помощи специального угломерного устройства. Необходимо использовать новые болты.
68. Дальнейшая установка производиться в порядке, обратном порядку снятия.
Двигатели Y17DT(L)/Z17DTH
Замечание: В данном подразделе описан порядок снятия головки двигателя Z17DTH. В зависимости от модели и компоновки двигателя некоторые операции могут отличаться от приведенных ниже.
Снятие
69. Ниже описаны операции по снятию головки блока двигателя на моделях, оборудованных системой К/В. Перед выполнением работ необходимо удалить хладагент из системы К/В при помощи специального сервисного оборудования. Рекомендуется доверить данную операцию специалистам - меры безопасности приведены в соответствующем разделе Главы 3.
70. Отсоедините аккумуляторную батарею (см. Главу 5) и слейте охлаждающую жидкость (см. Главу 3).
71. Снимите воздухоочиститель (см. Главу 4), мультиреберный ремень (см. Раздел 7) и слейте моторное масло из картера (см. Главу 1).
72. Выполните все работы, приведенные в Разделе 10, до момента снятия форсунок включительно.
73. Выверните 2 болта крепления теплообменника системы EGR, опустите 2 гайки, выверните крепежный болт и снимите корпус термостата, предварительно отсоединив от него все шланги.
74. Отсоедините от компрессора рефрижераторную линию и электропроводку, отделите верхнюю часть трубки щупа измерения уровня двигательного масла.
75. Извлеките 2 предохранителя - 52, 53 (см. Главу 12), снимите держатель реле и отсоедините кабель заземления модуля охлаждения (EGR). Снимите верхний патрубок воздушного тракта.
76. Снимите накладку переднего бампера (см. Главу 11).
77. Отсоедините нижний шланг радиатора, снимите нижний патрубок воздушного нагнетательного тракта.
78. Ослабьте крепление опорной скобы модуля охлаждения, воспользуйтесь помощью ассистента и снимите модуль.
79. Выверните 3 крепежных болта и отсоедините передний конец выпускной трубы от переднего катализатора. Отсоедините воздушный шланг от турбокомпрессора.
80. Выверните 3 болта и снимите кондиционер. Затем раскрепите и снимите кронштейн крепления кондиционера.
81. Ослабьте 2 крепежных хомута (см. сопр. иллюстрацию), выверните 5 болтов и снимите теплообменник системы EGR.
11.81. Хомуты (указаны стрелками) крепления теплообменника системы EGR (двигатель Z17DTH)
82. Вывернув 2 болта, снимите трубку щупа измерения уровня двигательного масла от верхней части масляного поддона.
83. Выверните 4 болта и снимите защиту выпускного коллектора (см. сопр. иллюстрацию).
11.83. Крепежные болты (1) защиты выпускного коллектора (двигатель Z17DTH)
84. Отсоедините возвратный масляный трубопровод от турбокомпрессора, отсоедините питающую масляную линию турбокомпрессора от блока двигателя, а затем от корпуса турбокомпрессора.
85. Отсоедините вакуумную линию от контрольного датчика турбокомпрессора. Выверните 2 болта и 7 крепежных гаек и снимите выпускной коллектор вместе с турбонагнетателем (см. сопр. иллюстрацию).
11.85. Выпускной коллектор (1) с корпусом турбокомпрессора (двигатель Z17DTH)
86. Отделите корпус масляного насоса от блока двигателя, для чего отсоедините от него шланги и выверните крепежный болт (см. сопр. иллюстрацию).
11.86. Болт крепления (1) корпуса масляного насоса (двигатель Z17DTH)
87. Выверните 17 болтов крепления корпуса распределительных валов в указанном порядке (см. сопр. иллюстрацию).
11.87. Порядок отпускания болтов крепления корпуса распределительных валов (двигатель Z17DTH)
88. Снимите с головки 16 чашечных толкателей - запомните порядок их установки при сборке они должны оказаться строго на своих местах.
89. Выверните крепежные болты головки блока цилиндров поочередно в несколько приемов, отпуская их на 1-0.5 оборота за подход, в порядке указанном на сопр. иллюстрации. Воспользуйтесь помощью ассистента и снимите головку.
11.89. Порядок отпускания болтов крепления головки цилиндров (двигатель Z17DTH)
Проверка
90. После снятия головки необходимо очистить сопрягаемые поверхности головки и блока двигателя и проверить их на наличие деформации поверхностей, используя приспособление с ровной прямой кромкой (см. сопр. иллюстрацию).
11.90. Проверка поверхности блока цилиндров под установку головки
91. Для дизельных двигателей имеет особое значение толщина новой прокладки головки блока цилиндров. Для получения оптимального объема камеры сгорания, находясь в своих ВМТ, поршни двигателя слегка выступают над поверхностью блока. Чтобы поршень и клапаны ГРМ не соприкасались в процессе работы, необходимо обеспечить соответствующий зазор.
92. Для измерения высоты выступания поршня над поверхностью блока необходимо установить приспособления на поверхности блока (см. сопр. иллюстрацию) и выставить «0» на шкале измерителя плунжерного типа в момент, когда зонд измерителя соприкасается с поверхностью блока.
11.92. Измерение высоты выступания поршней и точки замеров (1,2,3,4): 5. Измеритель МКМ-571-В; 6. Приспособление КМ-301
93. Поочередно измерьте высоту выступания всех поршней, производя измерения в двух точках каждого поршня - для замера необходимо выбирать точки (1) и (2) или другую пару - (3) и (4). При измерении коленчатый вал Следует проворачивать плавно, чтобы Определить наивысшую точку подъема Поршней. По окончании измерений Проверните коленчатый вал на 60° против часовой стрелки.
94. Определите толщину новой прокладки в соответствии с данными таблицы (см. Спецификации). На прокладки нанесена соответствующая маркировка (отверстия) (см. сопр. иллюстрацию).
11.94. Маркировка прокладок головки блока цилиндров (двигатели Z17DT (L/H))
Установка
95. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия, при этом замените все уплотнительные прокладки снимавшихся компонентов. Затяните резьбовые соединения с требуемым усилием (см. Спецификации). Затягивание болтов крепления головки блока цилиндров производится в 3 или 5 приемов (в зависимости от модели): при первом подходе затяните болты с использованием динамометрического ключа, а при последующих при помощи специального угломерного устройства. При установке головки используйте новые крепежные болты. При затягивании болтов головки цилиндров следует двигаться по спирали от середины к краям. Болты крепления корпуса распределительных валов затягиваются в последовательности, обратной показанной на иллюстрации 11.89. Проверьте регулировку клапанов (см. Раздел 9).