Двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP
2. Снимите масляный поддон (см. Раздел 12) и снимите цепь привода ГРМ (см. Раздел 8).
3. Выверните 6 болтов и снимите крышку масляного насоса, а затем извлеките внутренний и внешний роторы (см. сопр. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482922.jpg)
13.3. Крышка (1) и роторы (2) масляного насоса (двигатель Z10XEP)
4. Перед установкой очистите все сопрягаемые поверхности. Установка выполняется в обратном порядке.
Двигатели Z14XE/Z16XE/Z18XE
Внимание: На двигателях Z18XE после снятия зубчатого ремня необходимо вывесить силовой агрегат при помощи комплекта приспособлений МКМ-883 и снять приспособления для снятия правой опоры двигателя (см. Раздел 5).
5. Снимите зубчатый ремень натяжное устройство и левый направляющий ролик зубчатого ремня (см. Раздел 8).
6. Снимите поддон картера (см. Раздел 12), выверните 3 крепежных болта и снимите маслозаборник (см. сопр. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482923.jpg)
13.6. Стрелками указаны болты крепления маслозаборника (на примере двигателя Z18XE)
7. Снимите зубчатые колеса (см. Раздел 5) и ведущее колесо зубчатого ремня.
Замечание: Для снятия колеса необходимо заблокировать маховик от проворачивания так же как при снятии шкива коленчатого вала (см. Раздел 5). Выверните 2 крепежных болта и снимите задний кожух привода ГРМ (см. сопр. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482924.jpg)
13.7. Болты (указаны стрелками) крепления заднего кожуха привода ГРМ (на примере двигателя Z16XE)
8. Рассоедините разъем электропроводки датчика давления масла, выверните 7 крепежных болтов и снимите масляный насос (см. сопр. иллюстрацию). Воспользовавшись подходящим инструментом, аккуратно, чтобы не повредить посадочные поверхности,извлеките передний сальник коленчатого вала.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482925.jpg)
13.8. Масляный насос (стрелкой показан датчик давления масла) (на примере двигателя Z18XE)
9. Перед установкой масляного насоса очистите все сопрягаемые поверхности от остатков герметика и предварительно пройдите резьбу всех отверстий.
10. Смажьте поверхности нового сальника коленчатого вала силиконовой смазкой (белого цвета) заправьте его в посадочное гнездо и впрессуйте при помощи специального приспособления (см. сопр. иллюстрацию) на шейку коленчатого вала.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482926.jpg)
13.10. Установка сальника масляного насоса (на примере двигателя Z18XE): 1. Защитный рукав; 2. Болт; 3. Шайба или шкив мультиреберного ремня; 4. Приспособление КМ-6010
11. Установка остальных снимавшихся компонентов производится в порядке, обратном порядку их снятия.
Двигатель Z16SE
12. Масляный насос данного двигателя такого же исполнения, как и на двигателях Z14XE/Z16XE/Z18XE, и порядок выполнения данной процедуры полностью совпадает с описанным выше для этих двигателей. Отличия касаются только внешнего вида некоторых деталей и их расположением, что вызвано особенностями конструкции двигателя с системой газораспределения SOHC.
Замечание: Для установки нового сальника масляного насоса используется приспособление КМ-417.
Двигатель Z13DT
13. Система смазки данного двигателя показана на сопр. иллюстрации -масляный насос встроен в крышку привода газораспределительного механизма.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482927.jpg)
13.13. Общее устройство системы смазки двигателя Z13DT: 1. Щуп измерения уровня масла с направляющей трубкой; 2. Маслопровод; 3. Датчикдавления масла; 4. Питающая масляная линия турбокомпрессора; 5. Обратная масляная линия турбокомпрессора; 6. Корпус масляного фильтра с теплообменником и маслозаливной горловиной; 7. Маслозаборник; 8. Крышка масляного насоса; 9. Роторы масляного насоса; 10. Предохранительный клапан
14. Для снятия насоса снимите крышку привода ГРМ (см. Раздел 8), выверните 2 болта, отделите маслозаборник от крышки, удалите уплотнительную прокладку (см. сопр. иллюстрацию), снимите крышку масляного насоса и извлеките внешний и внутренний роторы.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482928.jpg)
13.14. Болты крепления (1) и уплотнительная прокладка (2) маслозаборника (3) двигателя Z13DT
Двигатели Y17DT(L)/Z17DTH
15. Снимите поддон картера (см. Раздел 12) и зубчатый ремень привода ГРМ (см. Раздел 8).
16. Снимите зубчатое колесо масляного насоса, удерживая его от проворачивания при помощи торцевого ключа (см. сопр. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482929.jpg)
13.16. Зубчатое колесо (1) масляного насоса (двигатели Z17DTL/H): 2. Накидной ключ
17. При помощи специальных приспособлений (см. сопр. иллюстрации) снимите ведущую шестерню привода ГРМ.
![]() 13.17а. Удерживая ведущее колесо (1) от проворачивания при помощи приспособления KM-662-C (2) выверните крепежный болт (3) (двигатель Z17DTH) | ![]() 13.17b. Снятие ведущей шестерни (2) привода ГРМ при помощи приспособления KM-161-B (двигатель Z17DTH) |
18. Выверните 9 крепежных болтов и снимите корпус масляного насоса (см. сопр. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482932.jpg)
13.18. Крышка (1) и роторы (2) масляного насоса (двигатели Z17DTL/H)
Внимание: Болты имеют различную длину - запомните порядок их размещения! Затем извлеките роторы масляного насоса.
19. Воспользовавшись подходящим инструментом осторожно, чтобы не повредить посадочные поверхности, удалите сальники коленчатого вала и масляного насоса (см. сопр. иллюстрацию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482933.jpg)
13.19. Сальники коленчатого вала (1) и масляного насоса (2)
20. Перед установкой очистите все сопрягающиеся поверхности. Нанесите герметик (черного цвета) на корпус масляного насоса, замените уплотнительную прокладку насоса, вставьте роторы, установите корпус (см. сопр. иллюстрацию) и затяните крепежные болты с требуемым усилием (см. Спецификации).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/73/482934.jpg)
13.20. Установка корпуса (2) масляного насоса (двигатель Z17DTH): 1. Прокладка масляного насоса
Внимание: Затягивание болтов должно быть закончено не позднее, чем через 10 минут после нанесения герметика!
21. Смажьте поверхности новых сальников коленчатого вала и масляного насоса силиконовой смазкой (белого цвета) и при помощи приспособлений КМ-656 и КМ-657 установите их в посадочные гнезда - застукивайте сальники до упора (см. сопр. иллюстрации). При установке зубчатого колеса обратите внимание на положение кромки посадочного отверстия.
![]() 13.21а. Приспособление КМ-656 (1) для установки сальника коленчатого вала | ![]() 13.34b. Установка зубчатого колеса масляного насоса (стрелками показано положение кромки посадочного отверстия): 1. Приспособление КМ-657 для установки сальника масляного насоса |
22. Установка остальных снимавшихся компонентов производится в порядке, обратном порядку их снятия.