Замена масла
Замечание: При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях интервалы между очередными заменами двигательного масла/масляного фильтра следует сократить (см. Раздел 1).
1. Регулярное и достаточно частое выполнение замены двигательного масла является одной из основных процедур профилактического обслуживания автомобиля, лежащих в пределах квалификации среднестатистического механика-любителя. С течением времени двигательное масло подвержено старению, что проявляется в постепенном его разжижении и загрязнении, ведущим к преждевременному износу внутренних компонентов двигателя. Кроме того, некоторое количество масла сгорает в цилиндрах двигателя, а так же испаряется из картера под воздействием высокой температуры и давления. Замену масляного фильтра необходимо производить при каждой смене двигательного масла.
2. Удостоверьтесь в наличии под рукой всех материалов и инструментов, необходимых для выполнения замены масла и масляного фильтра (см. сопр. иллюстрацию). Приготовьте также достаточное количество ветоши и старых газет для сбора следов пролитого масла. Перед заменой масла двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры - горячее масло обладает большей текучестью и лучше вымывает шлам и осадки.
6.2. Основные инструменты, необходимые для замены двигательного масла и масляного фильтра: 1. Сливная емкость - должна быть неглубокой и достаточно широкой, чтобы свести к минимуму вероятность проливания масла на землю
2. Резиновые перчатки - помогут защитить руки от ожогов при неизбежном попадании на них масла во время выворачивания сливной пробки поддона картера
3. Ворот - иногда сливная пробка оказывается затянутой достаточно туго, что требует значительного усилия при ее выворачивании
4. Сменная торцевая головка -применяется в паре с воротом или оборудованным храповиком приводом при выворачивании сливной пробки, должна соответствовать последней по размеру
5. Ленточный ключ - позволяет вывернуть полнопоточный масляный фильтр в условиях ограниченного к нему доступа
6. Специальный накидной ключ -надевается на торец фильтра и может затем вращаться при помощи ворота или храпового привода, должен отвечать корпусу фильтра по размеру
3. Масло из двигателя может быть удалено двумя способами: откачано при помощи специального зонда (шланга с насосным устройством) через трубку щупа измерения уровня двигательного масла (диаметр шланга должен быть не более 7 мм), либо слито через сливное отверстие в поддоне картера двигателя. В зависимости от наличия соответствующего оборудования можно выбрать любой из них - первый более предпочтителен для условий частного гаража, т.к. не требует специального подъемного оборудования или смотровой ямы. Запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной площадке, взведите рычаг стояночного тормоза и заглушите двигатель.
4. Снимите крышку маслозаливной горловины (см. Раздел 4).
5. На двигателе Z13DT предварительно следует вывернуть 2 крепежных болта и шестигранную гайку и снять защитный колпак масляного фильтра. Для отдавания болтов может потребоваться значительное усилие - в случае необходимости воспользуйтесь специальным приспособлением для откручивания болтов Тогх с удлинителем и храповым механизмом.
6. На бензиновых двигателях с рабочим объемом 1.2 л и на дизельных двигателях при помощи головки (27 мм) или специального ключа Hazet-2169-27 снимите крышку масляного фильтра (см. сопр. иллюстрацию). При откручивании крышки фильтра масло начинает стекать в поддон картера двигателя, подождите, пока из фильтра не стечет все масло, и затем извлеките фильтрующий элемент.
6.6. Крышка (1) масляного фильтра
7. Извлеките измерительный щуп из трубки (см. Раздел 4) и откачайте масло при помощи специального приспособления.
8. Если нет специального зонда/приспособления, двигательное масло может быть слито из картера, для чего поднимите автомобиль при помощи подъемника, загоните его на эстакаду, либо поддомкратьте и установите на подпорки. Удостоверьтесь в надежности фиксации автомобиля в поднятом положении.
Внимание: Ни в коем случае не выполняйте никаких работ под автомобилем, подпертым лишь под бампер или удерживаемом в поднятом положении только домкратом!
9. Заберитесь под автомобиль и ознакомьтесь с расположением сливной пробки поддона картера (см. сопр. иллюстрацию). Помните, что силовой агрегат и компоненты системы выпуска отработавших газов в течение всего времени выполнения процедуры будут оставаться достаточно горячими, - продумайте схему безопасных манипуляций руками, чтобы избежать случайного контакта с разогретыми поверхностями.
6.9. Сливная пробка (стрелка) поддона картера (1) двигателя
10. На моделях Corsa Есо необходимо предварительно вывернуть 4 крепежных болта и снять сервисную крышку на защите картера двигателя (см. Главу 2).
11. Установите сливную емкость, способную вместить до 5 л масла, под поддоном картера, с тем расчетом, что в первый момент струя будет вытекать через отверстие с приличным напором. Стараясь не прикасаться к разогретым поверхностям силового агрегата и компонентов системы выпуска, выверните сливную пробку из нижней части поддона картера. При выполнении данной операции рекомендуется надевать защитные резиновые перчатки. Позвольте маслу беспрепятственно стекать в емкость, соответствующим образом корректируя положение последней по мере ослабевания напора струи.
12. После того как масло прекратит вытекать из картера двигателя, тщательно протрите сливную пробку чистой ветошью, - к ней могут подлипнуть мелкие металлические опилки, которые немедленно приведут к загрязнению свежего масла. Проверьте слитое масло на присутствие в нем металлических опилок. Если в двигательном масле в большом количестве имеется металлическая стружка или продукты износа, это создает опасность засорения масляных каналов и повреждения деталей кривошипно-шатунного механизма, например, коренных или шатунных подшипников коленчатого вала. Для исключения возможных последствий необходимо тщательно очистить масляные каналы и шланги, при необходимости заменить маслоохладитель.
13. Протрите поверхность поддона вокруг сливного отверстия, вверните пробку на место и затяните с требуемым усилием (см. Спецификации). Не забудьте заменить медную/алюминиевую уплотнительную прокладку резьбового соединения сливной пробки.
Замечание: Прокладка иногда входит в комплект нового сменного масляного фильтра.
14. При соответствующей комплектации установите на место сервисную крышку защиты картера. Соберите следы пролитого масла, извлеките из-под автомобиля сливную емкость и инструменты. Опустите автомобиль на землю. Крышка масляного фильтра устанавливается на место и затягивается с соответствующим усилием (см. ниже), на двигателе Z13DT установите на место защитный колпак масляного фильтра.
Замена фильтра
15. На большинстве из рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях используются масляные фильтры со сменными бумажными фильтрующими элементами. В зависимости от марки двигателя данные фильтры могут быть одного из двух вариантов исполнения (см. сопр. иллюстрации).
6.15а. Масляный фильтр со сменным бумажным элементом (3) - вариант А: 1. Крышка масляного фильтра 2. Уплотнительная прокладка | 6.15b. Масляный фильтр со сменным бумажным элементом (3) - вариант В: 2. Уплотнительные прокладки |
16. Для отворачивания крышки фильтра со сменным бумажным элементом необходимо использовать накидную головку (27 мм) или специальное приспособление Hazet-2169-27. После снятия крышки замените сменный элемент и уплотнительные прокладки (см. иллюстрации 6.15). Установите крышку на место, затянув с требуемым усилием (см. Спецификации).
17. Двигатели Z14XE/Z16SE/Z16XE оборудуются неразборным полностью сменным фильтром. Их демонтаж на СТО производится при помощи специального приспособления Hazet-2172 (см. сопр. иллюстрацию). В условиях гаража можно просто проткнуть боковину корпуса фильтра острой кромкой отвертки и использовать отвертку как рычаг при отворачивании фильтра. После отворачивания фильтра чтобы не пролить масло дайте ему стечь в заранее подготовленную для этого емкость.
6.17. Снятие сменного масляного фильтра (1) при помощи специального приспособления (на примере двигателя Z16XE)
18. Вместо цельного сменного масляного фильтра можно использовать специальный разборный патрон (см. сопр. иллюстрацию), позволяющий производить замену только фильтрующего элемента.
Замечание: Вне зависимости от варианта исполнения фильтров сменные бумажные элементы одного типоразмера взаимозаменяемы.
6.18. Разборный патрон со сменным фильтрующим элементом: 1. Корпус фильтра; 2. Крышка фильтра; 3. Сменный фильтрующий элемент; 4. Сливное отверстие
19. Перед установкой цельного фильтра/патрона протрите чистой ветошью место его посадки на блоке двигателя, при необходимости удалите остатки старой уплотнительной прокладки, смажьте уплотнительную прокладку нового фильтра чистым двигательным маслом. Вручную заверните новый масляный фильтр до появления легкого сопротивления (прокладка прижалась к фланцу двигателя), затем дотяните фильтр еще на пол-оборота (усилие затягивания - 15 Нм).
Замечание: На корпусе фильтра могут быть указаны дополнительные сведения по его установке.
20. Масляный фильтр/сменный элемент меняется, как правило, при замене масла. В случае необходимости он может быть заменен отдельно, без замены масла в двигателе.
Замечание: При замене фильтрующего элемента/фильтра уплотнительные прокладки должны заменяться в обязательном порядке. Как правило, они входят в комплект сменного элемента/фильтра, - проверяйте их наличие при покупке. Если они не предусмотрены комплектацией, не забудьте их приобрести дополнительно.
Заправка свежего двигательного масла
Замечание: Указанная в Спецификациях или паспорте автомобиля заправочная емкость масла является приблизительной. Каждый раз после замены масла необходимо обязательно проверять его уровень при помощи измерительного щупа - при необходимости произвести соответствующую корректировку.
21. Залейте свежее масло в приемную горловину двигателя, - с целью минимизации потерь воспользуйтесь воронкой. Заливайте масла примерно на четверть меньше указанного в Спецификациях объема. Обождите несколько минут, позволив маслу стечь в поддон, затем проверьте его уровень по измерительному щупу (см. Раздел 4). Если уровень находится выше нижней отметки, запустите двигатель, обеспечив циркуляцию свежего масла (контрольная лампа давления масла при первом запуске может погаснуть с определенной задержкой, связанной с необходимостью заполнения объема фильтрующего элемента).
Замечание: Для подъема уровня масла от нижней (MIN) до верхней (МАХ) отметки измерительного щупа требуется примерно 1 л масла.
22. Дав двигателю поработать в течение примерно одной минуты, вновь заглушите его, и сразу же загляните под автомобиль - проверьте нет ли утечек через сливную пробку и уплотнения масляного фильтра. В случае необходимости немного подтяните допускающие утечки компоненты (соблюдая усилия затяжки).
23. В ходе циркуляции масла по двигателю (в течение 1 минуты), происходит заполнение нового масляного фильтра. Теперь необходимо вторично проверить уровень масла и в случае необходимости долить еще некоторое его количество, немного не доводя уровень до верхней отметки на лезвии щупа (проверку производите спустя примерно 5 минут после выключения двигателя, - масло должно успеть полностью стечь в поддон картера). Если уровень масла слишком высок, то его нужно откачать. После пробной поездки еще раз проверьте герметичность пробки сливного отверстия и уплотнений масляного фильтра.
24. Во время первых нескольких поездок после смены двигательного масла старайтесь как можно чаще проверять его уровень.
25. Слитое с двигателя отработанное масло вторичному употреблению не подлежит и должно быть сдано на специальный приемный пункт. Ни в коем случае не сливайте отработку на землю или в канализацию - перелейте его в герметично закрываемую тару и при первой же возможности сдайте.
Измерение температуры двигательного масла
26. При проведении различных регулировочных работ может потребоваться точное знание температуры двигательного масла.
27. Измерение температуры масла необходимо производить в картере двигателя на уровне приблизительно 1 см от дна картера. Измерение производится специальным прибором (см. сопр. иллюстрацию), для чего необходимо вставить измерительный зонд прибора в направляющую трубку щупа измерения уровня двигательного масла и протолкнуть его до касания дна картера, а затем вытянуть примерно на 1 см.
6.27. Прибор для измерения температуры двигательного масла
28. Чтобы через направляющую трубку не подсасывался воздух, отверстие необходимо закрыть резиновой пробкой.
29. Температура масла зависит от нагрузки двигателя. Значение 80°С соответствует нормальной рабочей температуре двигателя. При экстремальной нагрузке температура масла может достигать 150°С.
Измерение давления двигательного масла
30. Для диагностики состояния масляного насоса и степени износа подшипников коленчатого вала может производиться измерение точного значения давления масла в системе смазки двигателя. Описание процедуры приведено в Главе 2.