Внимание: Выполнение проверок состояния и обслуживания батареи требует соблюдения некоторых особых мер предосторожности. Помните, что выделяемый электролитом водород является в высшей мере взрывоопасным газом. Не курите, и не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или зажженной сигаретой!
Внимание: Основой электролита аккумуляторной батареи является КИСЛОТА! Непринятие мер при попадании электролита на кожу или в глаза может привести к ожогам или даже потере зрения - немедленно промойте их обильным количеством воды, своевременно обращайтесь за медицинской помощью! При обращении с батареей надевайте защитные очки и перчатки! После выполнения работ тщательно мойте руки, не храните ветошь, использовавшуюся для вытирания поверхностей батареи. Электролит также легко может повредить ткань одежды и лакокрасочное покрытие кузовных панелей!
Внимание: При отключении батареи всегда отсоединяйте от нее в первую очередь отрицательный провод, - подсоединять его следует последним! Ознакомьтесь с указаниями и рекомендациями, приведенными в Главе 5.
Общая информация
1. На всех моделях, рассматриваемых в настоящем Руководстве устанавливается 12-вольтная аккумуляторная батарея. На моделях Corsa С она помещается в правой (по ходу движения) задней части подкапотного пространства в нише под ветровым стеклом, между перегородкой двигательного отсека и перегородкой салона, а на моделях Meriva - в левой части двигательного отсека перед расширительным бачком. Батарея состоит из шести банок, в которые помещены положительные и отрицательные пластины (ламели), погруженные в раствор серной кислоты. Главной задачей батареи является вырабатывание тока, необходимого для осуществления запуска двигателя, зажигания/активации свечей накаливания и для освещения, а также для обеспечения питанием прочих бортовых или вспомогательных потребителей электроэнергии.
2. Современные аккумуляторные батареи при соблюдении минимальных требований по уходу (см. ниже) и при эксплуатации в обычных условиях не требуют дополнительного обслуживания и рассчитаны, в среднем, на 4 года.
3. При установке на автомобиль дополнительного электрического и электронного оборудования может увеличится нагрузка на аккумуляторную батарею и потребоваться батарея большей емкости - проконсультируйтесь на сервисной станции Opel о возможности использования такой батареи.
Внимание: Система подзарядки аккумуляторной батареи рассчитана на строго определенные значения емкости! Установка батареи как со слишком большой, так и с недостаточной емкостью приведет к преждевременному выходу ее из строя - строго выполняйте рекомендации специалистов, при необходимости следует выполнить соответствующие регулировки на СТО.
4 Если Вы не планируете использование автомобиля в течение 30 и более дней, отсоедините от батареи отрицательный провод с целью предотвращения ее преждевременного разряда, а в зимнее время при очень низких температурах наружного воздуха рекомендуется снять аккумулятор и хранить его в помещении с плюсовой (но не высокой, до +10°С) температурой.
Замечание: После подсоединения аккумуляторной батареи необходимо ввести охранный код информационно-развлекательной системы, переустановить показания хронометра и установить дату на информационном дисплее, а при соответствующей комплектации синхронизировать электропривод окон (см. Главу «Органы управления и приемы эксплуатации»).
5. Особое значение для обеспечения надежность запуска двигателя и длительного безотказного функционирования аккумуляторной батареи имеет качество контакта клемм батареи с соединительными проводами. Каждый раз, когда заглядываете под капот автомобиля, проверяйте надежность и полноту их контакта, как следует затягивайте крепежные элементы.
6. Добросовестное отношение к выполнению процедур текущего профилактического обслуживания аккумуляторной батареи является единственным залогом быстрого и безотказного запуска двигателя. Прежде чем приступать к обслуживанию батареи, удостоверьтесь в наличии под рукой всех необходимых материалов и инструментов, гарантирующих безопасность проведения работ (см. сопр. иллюстрацию), старайтесь пользоваться только неискрообразующим инструментом.
11.6. Инструменты и материалы, необходимые при обслуживании аккумуляторной батареи: 1. Лицевой щит/защитные очки - при удалении следов коррозии жесткой щеткой кристаллизовавшиеся частицы кислоты легко могут попасть в глаза.
2. Пищевая сода - водный раствор пищевой соды используется для нейтрализации следов коррозии.
3. Бескислотный вазелин - смазывание клемм батареи поможет избежать развития коррозии в будущем.
4. Приспособление для зачистки клемм батареи/наконечников проводов - специальной формы щеточные насадки из жесткой проволоки помогут эффективно зачистить клеммы батареи и клеммные зажимы.
5. Пропитанные войлочные шайбы - установка такой шайбы непосредственно под клеммный зажим позволит избежать развития коррозии.
6. Съемник - иногда зажимы проводов оказываются посажены на клеммы очень плотно и не поддаются снятию даже полного отпускания крепежа.
7. Приспособление для зачистки клемм батареи/наконечников проводов - несмотря на конструктивное отличие от упомянутого в пункте 4, предназначено для выполнения тех же задач.
8. Резиновые перчатки - не следует недооценивать значимость данного защитного средства - не забывайте, что в батарее содержится серная кислота!
7. Перед началом работ в обязательном порядке заглушите двигатель и выключите все потребители электроэнергии. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Выполняя обслуживание батареи, надевайте защитные очки и перчатки, не разрешайте детям приближаться к месту проведения работ.
Обслуживание
8. Прежде всего изучите внешнее состояние батареи. Если положительная клемма батареи с надетым на нее зажимом оборудованы резиновым защитным кожухом, удостоверьтесь, что последний не поврежден. Кожух должен полностью накрывать металлические компоненты клеммного соединения. Проверьте состояние и надежность крепления клеммных соединений, осмотрите крышку батареи на наличие трещин и прочих повреждений механического порядка. Удостоверьтесь в надежности крепления прижимных болтов. Оцените состояние изоляции проводов батареи по всей их длине.
Внимание: Если провод плохо закреплен на положительной клемме батареи, то прежде чем затягивать его крепление отсоедините повод от отрицательной клеммы, чтобы исключить возможность короткого замыкания! После затяжки крепления положительного провода, снова присоедините провод к отрицательной клемме батареи (см. Главу 5).
9. В случае обнаружения на поверхности батареи следов коррозии в виде белого порошкообразного налета (см. сопр. иллюстрацию), в особенности вблизи мест расположения клемм, необходимо снять батарею с автомобиля для проведения тщательной наружной чистки. Порядок снятия и установки батареи приведен в Главе 5, Раздел 8.
11.9. Коррозия клемм обычно проявляется в виде образования белого порошкообразного налета
10. Тщательно зачистите контактные поверхности клеммных зажимов проводов и полюсных клемм батареи специальными щетками с применением 10-процентного раствора пищевой/ технической соды (см. сопр. иллюстрации). Тем же раствором зачистите клеммы батареи и промойте поверхность ее крышки. Следите, чтобы раствор не попал внутрь банок. Чистку производите в защитной маске/очках и резиновых перчатках во избежание попадания частиц кислоты в глаза и на руки. Постарайтесь также подобрать соответствующую одежду, которую не жалко будет потом выбросить. Закончив чистку, протрите все поверхности батареи чистым смоченным в растворе соды слегка влажным полотенцем/куском ветоши.
11.10.а Зачистка клеммного зажима при помощи специальной щетки | 11.10b. Зачистка полюсной клеммы |
11. Проверьте состояние места установки и шпильки крепления прижимной планки. Промойте поддон раствором пищевой соды, - поврежденные коррозией участки обработайте грунтовкой на цинковой основе, или специальными составами, предназначенными для защиты от коррозии и ослабления воздействия кислоты.
12. Удостоверьтесь, что на месте установки батареи не оставлены никакие инструменты и материалы. Установите батарею и затяните болт крепления прижимной планки, - слабое крепление приводит к вибрации и тряске батареи во время движения автомобиля и, как следствие, к преждевременному выходу ее из строя.
13. Для защиты клеммных соединений от коррозии рекомендуется надевать на полюсные клеммы батареи специальным образом обработанные войлочные шайбы. Подсоединив провода, покрывайте клеммные узлы бескислотным вазелином. Помните, что отрицательный провод всегда подсоединяется в последнюю очередь!
14. Проследите за надежностью затягивания крепежа зажимов.
Зарядка
15. Постоянная зарядка батареи производится током генератора при работающем двигателе. В случае длительного перерыва в эксплуатации автомобиля (более 1 месяца), возникновения неисправностей в системе подзарядки, при частом запуске двигателя в неблагоприятных условиях или при приближении конечного срока эксплуатации батареи может возникнуть необходимость в ее зарядке со снятием с автомобиля. Регулярно проверяйте состояние батареи, не допускайте ее полного разряда.
16. Практически все необслуживаемые батареи герметичного типа, оборудованные индикатором уровня заряда (см. сопр. иллюстрацию). Сравните цвет индикаторного пятна в смотровом окне с картой состояний индикатора, нанесенной на специальный ярлык, наклеенный на корпус батареи - как правило, у нормально заряженной батареи индикатор зеленого цвета. Некоторые батареи помещены в запаянный корпус и оборудованы встроенным ареометром, позволяющим визуально определить уровень заряда батареи по окраске цветового пятна, цвет которого оговорен в Инструкции по эксплуатации батареи.
11.16. Батареи герметичного типа оборудованы индикатором уровня заряда - на корпус батареи наклеен ярлык с картой состояний индикаторного пятна
17. При отсутствии индикатора уровень заряженности батареи можно проверить при помощи специальных приборов - вольтметра и ареометра. До начала проверки батарея должна как минимум в течение 2-х часов находиться в неподвижном и не активированном состоянии - выключите зажигание и не запускайте двигатель. При помощи вольтметра измерьте напряжения между выводными клеммами батареи - оно должно быть не менее 12.5 В. Плотность электролита зависит от наружной температуры. Для определенных условий эксплуатации устанавливается свое конкретное значение плотности - проконсультируйтесь у специалистов. При уменьшении плотности электролита ниже минимально допустимых значений необходимо срочно зарядить батарею вне зависимости от показаний вольтметра.
18. Зарядку разряженной батареи производите в хорошо вентилируемом помещении, оборудованном с учетом всех мер безопасности для работы с аккумуляторными батареями, и вне автомобиля. Выделяющийся во время зарядки водород - в высшей мере легко воспламеняющийся и пожароопасный газ. Кроме того, он химически агрессивен по отношению к лакокрасочным покрытиям.
Внимание: Выполнение подзарядки на автомобиле без отсоединения проводов от батареи может привести к выходу из строя компонентов электрооборудования автомобиля!
19. При использовании зарядного устройства строго следуйте инструкциям его изготовителей. Прежде чем подсоединять батарею к зарядному устройству, или отсоединять ее, удостоверьтесь, что устройство отключено от питания. Если устройство оборудовано селекторным переключателем, удостоверьтесь, что последний установлен в положение на 12 В. Во время зарядки все крышки горловин банок батареи (если таковые предусмотрены) должны быть открыты. Перед удалением пробок очистите прилегающие поверхности от пыли и грязи, не допускайте попадания посторонних частиц в банки батареи. При отсутствии надлежащих условий желательно обращаться за помощью на СТО.
Замечание: Случается, что сразу после зарядки батареи индикатор не окрашивается в зеленый цвет. Начните использовать батарею - если она в порядке, через некоторое время индикатор приобретает требуемый цвет в результате перемешивания электролита при движении автомобиля.
Проверка уровня электролита
20. На батареях, имеющих заливные отверстия, необходимо периодически, особенно в жаркое время года, проверять уровень электролита в банках. Внимание: Не допускайте длительного функционирования батареи с недостаточным уровнем электролита, - это может привести к перезаряду батареи, разрушению пластин и значительному сокращению ее срока службы!
21. Проверка уровня электролита производится визуально, через полупрозрачный пластмассовый корпус батареи. Уровень во ВСЕХ секциях батареи должен находиться между отметками MIN и МАХ, нанесенными на корпус батареи.
22. Если уровень электролита не просматривается через корпус, проверьте его через заливные отверстии аккумуляторных секций, он должен доходить до нижней кромки втулки заливного отверстия или закрывать внутреннюю сеточку аккумуляторной банки (в зависимости от конструкции батареи).
23. При необходимости корректировки уровня электролита долейте нужное количество ДИСТИЛЛИРОВАННОЙ воды.
Замечание: Не следует заливать слишком много воды, излишек электролита удаляется при помощи специальной ручной помпы («груши»).
Внимание: Электролит представляет собой раствор кислоты! Его следует собирать в специальные емкости и утилизировать должным образом! Если у Вас нет достаточного опыта или соответствующих возможностей - предоставьте выполнение операции по корректировке уровня электролита специалистам сервисной станции!
24. После завершения корректировки уровня плотно закройте заливные отверстия и протрите поверхности батареи ветошью, смоченной в щелочном растворе.