Общие сведения
Внимание: Для всех рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей допускается использование антифриза только светло-оранжевого цвета (при длительной эксплуатации он может несколько изменится и стать желтым)! Использование различного рода тосолов (жидкости имеют характерный цвет «морской волны») может привести к выходу из строя системы охлаждения и двигателя!
Для заправки системы охлаждения круглогодично должна использоваться составленная в должных пропорциях смесь из воды, антифриза и средства для защиты от коррозии. Такая смесь препятствует повреждениям, могущим возникнуть вследствие воздействия низкой температуры и коррозии и, кроме того, повышает температуру кипения охлаждающей жидкости. Смесь должна проявлять устойчивость к замерзанию при температурах до -30°С, а при необходимости и ниже, в зависимости от климатического пояса региона эксплуатации автомобиля. Кроме морозостойкости, антифриз придает смеси антикоррозионные свойства и повышает точку ее кипения.
Если водопроводная вода в регионе, где эксплуатируется автомобиль, является «жесткой», т.е. отличается повышенным содержанием минеральных солей, для формирования охлаждающей жидкости следует использовать дистиллированную воду. Как правило, в продаже имеется уже готовая охлаждающая жидкость, требуемой концентрации.
Точный состав охлаждающей жидкости определяется конкретными климатическими условиями - обращайтесь к карте состава охлаждающей жидкости, которая обычно наносится на этикетку тары. Старайтесь использовать только рекомендованные изготовителями автомобиля сорта антифриза (см. Спецификации к Главе 1). Ареометры для определения удельного веса (плотности) охлаждающей жидкости можно приобрести практически в любом магазине автомобильных аксессуаров. Проверка качественного состояния и корректировка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения должны производиться в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля (см. Главу 1). Замена жидкости должна производиться регулярно при снижении плотности (содержания этиленгликоля) ниже требуемого. Кроме того, в ходе эксплуатации автомобиля происходит постепенное снижение содержания в охлаждающей жидкости антикоррозионных присадок, которые осаждаются на деталях двигателя и системы охлаждения из легких сплавов и создают при этом долговременную антикоррозионную защиту. У бывшей в употреблении охлаждающей жидкости количество антикоррозионных компонентов незначительно и не может создать достаточной защиты на новых деталях. Поэтому независимо от плотности жидкости необходимо производить ее замену после ремонта, при котором заменялись головка цилиндров, прокладка головки цилиндров, радиатор, теплообменник отопителя или двигатель. Если при выполнении других работ требуется слить охлаждающую жидкость, ее можно использовать повторно.
Замечание: В плановое ТО входит только проверка и корректировка уровня охлаждающей жидкости. Работы по сливу и замене жидкости являются дополнительной операцией.
Прежде чем доливать охлаждающую жидкость в систему проверьте надежность крепления шлангов последней на своих штуцерах - антифриз обладает высокой текучестью и способен давать утечки сквозь малейшие неплотности. В ходе нормальной эксплуатации двигателя охлаждающая жидкость не расходуется, поэтому заметное падение ее уровня является признаком развития внешних утечек, причина которых должна быть без промедления выяснена и устранена.
Меры предосторожности
См. так же Главу 1, Раздел 4.
Внимание: Во избежание ошпаривания, ни в коем случае не снимайте крышку расширительного бачка и не отсоединяйте никакие компоненты охладительного тракта при горячем двигателе - следуйте рекомендациям, приведенным в Главе 1, Раздел 4. В процессе выполнения всей процедуры не наклоняйте лицо над горловиной бачка, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.
Внимание: Антифриз - сильный яд! Избегайте попадания охлаждающей жидкости на открытые участки кожи и в пищевой тракт!