2. Система охлаждения может функционировать в одном из трех режимов. На первом этапе, при запуске двигателя, пока температура охлаждающей жидкости не поднялась выше определенного значения, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, из которого исключен радиатор. По мере прогрева жидкости открывается клапан включенного в тракт системы термостата и в контур циркуляции включается радиатор. Жидкость проходит через радиатор сверху вниз и охлаждается в результате обдувания ребер радиатора наружным воздухом. При постоянном движении автомобиля на средних и высоких скоростях движения, как правило, потока встречного воздуха достаточно для нормального охлаждения жидкости. При определенном увеличении оборотов двигателя, а так же по достижении температурой охлаждающей жидкости очередного контрольного значения, активируется регулируемый электровентилятор системы охлаждения, нагнетаемый которым дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования теплообменника радиатора. Момент включения вентилятора и число его оборотов определяются прибором управления двигателя (ЕСМ) с помощью данных, получаемых от датчика температуры охлаждающей жидкости. Включение вентилятора производится через одно или несколько реле.
3. В зависимости от типа двигателя и комплектации на автомобиль могут устанавливаться 1 или 2 вентилятора. На моделях выпуска с сентября 2000 по август 2003 года с бензиновыми двигателями и системой К/В помимо основного устанавливался дополнительный вентилятор, на моделях более позднего выпуска устанавливается один, более мощный.
Замечание: Мощность основного вентилятора была увеличена со 187 до 350 Вт. На дизельных моделях устанавливается так называемый модуль охлаждения (см. сопр. иллюстрацию), который состоит из радиатора и двух вентиляторов, расположенных впереди и сзади радиатора. При соответствующей комплектации между вентиляторами может также устанавливаться конденсатор системы К/В.
1.3. Модуль охлаждения: 1. Сборка переднего радиатора (только дизельные модели с К/В); 2. Конденсатор К/В; 3. Радиатор; 4. Сборка заднего радиатора
4. Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой расширительного бачка, способной выдерживать определенное избыточное давление (1.2-1.5 бар), что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. Снижение точки кипения может привести к образованию зон застоя, что снижает эффективность охлаждения двигателя. По этой причине система охлаждения должна круглогодично быть заполнена охлаждающей жидкостью соответствующего состава (см. Спецификации). При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, избыток охлаждающей жидкости перетекает по соединительному шлангу в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
5. Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка (см. Главу 1).
6. Ввиду перечисленных особенностей конструкции такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.