Многие неисправности устраняются методами, указанными в подразделе «Техническое обслуживание тормозов». Они при определенных навыках выполняются самим владельцем автомобиля. Но при выходе из строя вакуумного усилителя, регулятора давления и колесного цилиндра тормозного механизма заднего колеса необходимо обращаться на станцию технического обслуживания.
Увеличенный рабочий ход педали тормоза
Причины неисправности и способы ее устранения:
- утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров тормозных механизмов переднего колеса. Поднять переднюю часть автомобиля и снять колесо. Отвернуть штуцер трубопровода и отсоединить от магистрали гибкий шланг. Заглушить отверстия шланга и трубки, чтобы не допустить утечки тормозной жидкости. Вынуть шланг из направляющего кронштейна стойки подвески. Отвернуть два болта крепления направляющей колодок к поворотному кулаку и снять направляющую колодок в сборе с суппортом и колесным цилиндром. Отсоединить шланг 13 (см. рис. 84) от колесного цилиндра, расконтрить и отвернуть болты 12 крепления колесного цилиндра к направляющим пальцам. Чтобы не повредить защитный колпачок, надо при этом поддерживать ключом за грани направляющие пальцы. Снять направляющую 8 колодок в сборе с пальцами и вынуть тормозные колодки 9. Нельзя отвертывать болты 14, соединяющие между собой суппорт и цилиндр. Снять стопорное кольцо 6 и защитный колпачок 5 с цилиндра и поршня. Аккуратно, нагнетая струю сжатого воздуха через впускное отверстие для жидкости, вытолкнуть поршень 4 из цилиндра 1. Промыть все детали теплой водой с моющим раствором или изопропиловым спиртом. Применять для промывки бензин, дизельное топливо или керосин и другие минеральные растворители нельзя, так как они вызывают повреждение уплотнительного кольца и защитного колпачка. Внимательно проверить состояние цилиндра, поршня и уплотнительного кольца 3. При их износе, повреждении или сильном корродировании заменить цилиндр и поршень или уплотнительное кольцо;
- утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров тормозных механизмов задних колес (масляные пятна или потеки на тормозных барабанах). Заменить колесные цилиндры, проведя предварительно операции, указанные в подразделе «Проверка состояния и замена колодок тормозного механизма заднего колеса». При отсутствии запасных цилиндров заменить уплотнительные кольца или колесные цилиндры в сборе на станции технического обслуживания. Снятые тормозные колодки и барабаны промыть и просушить. После установки всех деталей на место прокачать тормозную систему;
- воздух в тормозной системе — см. подраздел «Удаление воздуха из гидропривода тормозов»;
- повреждение резиновых уплотнителей в главном тормозном цилиндре. В этом случае давление в контурах падает и ухудшается эффективность тормозов. Для восстановления работоспособности главного цилиндра необходимо заменить уплотнители. Отсоединить трубопроводы от главного цилиндра и колодку с проводами от датчика аварийного уровня тормозной жидкости. Закрыть отверстия трубопроводов и у главного цилиндра, чтобы предупредить утечку жидкости и попадание в них посторонних включений. Снять цилиндр в сборе с бачком, отвернув гайки его крепления к вакуумному усилителю. Снять датчик аварийного уровня тормозной жидкости и слить из бачка и из цилиндра тормозную жидкость. Снимать бачок с главного цилиндра не рекомендуется, если в этом нет необходимости. Если она возникла, надо с усилием потянуть бачок до выхода соединительных втулок из гнезд главного цилиндра. Вывернуть стопорные винты и последовательно вынуть все детали. Убедившись в хорошем состоянии всех деталей, заменить уплотнители новыми и собрать главный цилиндр в обратной последовательности. При сборке смазать зеркало цилиндра, поршень и уплотнительное кольцо тормозной жидкостью. Установив главный цилиндр на место и подсоединив к нему трубопроводы, прокачать систему.
Недостаточная эффективность торможения
Причины неисправности и способы ее устранения:
- замаслены накладки тормозных колодок. Промыть и просушить колодки;
- заклинивание поршня в колесном цилиндре. Снять и разобрать колесный цилиндр, устранить причины заклинивания, заменить поврежденные детали или цилиндр в сборе (см. подраздел «Основные неисправности тормозной системы и способы их устранения»); прокачать систему;
- полный износ накладок колодок. Заменить тормозные колодки (см. подраздел «Техническое обслуживание тормозов»);
- перегрев тормозных механизмов. При частом и длительном пользовании тормозами резко снижается эффективность торможения вследствие нагрева деталей тормозных механизмов. В этом случае необходимо немедленно остановить автомобиль и остудить тормозные механизмы.
Неполное растормаживание всех колес
Причины неисправности и способы ее устранения:
- отсутствие свободного хода педали тормоза (см. подраздел «Регулировка свободного хода педали тормоза»);
- заклинивание корпуса клапана вакуумного усилителя. Заменить вакуумный усилитель;
- разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра. Заменить уплотнители и прокачать систему;
- заклинивание поршня главного цилиндра. Заменить главный цилиндр и прокачать систему.
Притормаживание одного из колес при отпущенной педали
Причины неисправности и способы ее устранения:
- поломка или ослабление стяжной пружины колодок тормозного механизма заднего колеса. Заменить пружину (см. подраздел «Проверка состояния и замена колодок тормозного механизма заднего колеса»);
- заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии или разбухания уплотнительных колец. Заменить колесный цилиндр или поврежденные детали;
- нарушение положения суппорта относительно тормозного диска вследствие ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку. Затянуть болты крепления, при необходимости заменить поврежденные детали.
Занос или увод автомобиля при торможении
Причины неисправности и способы ее устранения:
- заклинивание поршня колесного цилиндра. Заменить поврежденные детали или колесный цилиндр в сборе;
- закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения. Заменить трубку или прочистить ее и прокачать систему;
- загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок. Очистить детали тормозных механизмов;
- неправильная регулировка привода регулятора давления. Отрегулировать привод регулятора давления на станции технического обслуживания;
- неисправность регулятора давления. Проверить состояние регулятора давления (см. подраздел «Техническое обслуживание тормозов») и при необходимости заменить его на станции технического обслуживания;
- нарушение углов установки передних колес. Отрегулировать углы установки колес (см. раздел «Подвески», подраздел «Передняя подвеска»);
- неодинаковое давление в шинах. Установить нормальное давление.
Увеличенное усилие на педали при торможении
Причины неисправности и способы ее устранения:
- неисправность вакуумного усилителя. Заменить вакуумный усилитель;
- повреждение шланга, соединяющего вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя или ослабление его крепления на штуцерах;
- разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в тормозную жидкость бензина, минеральных масел и т. п. Тщательно промыть всю систему изопропиловым спиртом или тормозной жидкостью, заменить уплотнители и жидкость и прокачать систему.
Писк или вибрация тормозных механизмов колес
Причины неисправности и способы ее устранения:
- ослабление стяжной пружины колодок тормозного механизма заднего колеса. Заменить пружину (см. подраздел «Проверка состояния и замена колодок тормозных механизмов задних колес»);
- овальность тормозных барабанов. Расточить и отшлифовать барабаны, не допуская увеличения его диаметра свыше 201 мм;
- замасливание фрикционных накладок. Зачистить накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устранить причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки;
- износ накладок. Заменить тормозные колодки (см. подраздел «Техническое обслуживание тормозов»);
- чрезмерное биение тормозного диска или неравномерный его износ. Проточить и прошлифовать диск, а при толщине менее 10,8 мм заменить его.