Рис. 104. Схема гидропривода тормозов: 1 - тормозной механизм переднего колеса; 2 - трубопровод контура «левый передний - правый задний тормоза»; 3 - главный цилиндр гидропривода тормозов; 4 - трубопровод контура «правый передний - левый задний тормоза»; 5 - бачок главного цилиндра; 6 - вакуумный усилитель; 7- тормозной механизм заднего колеса; 8 - упругий рычаг привода регулятора давления; 9 - регулятор давления; 10 - рычаг привода регулятора давления; 11 - педаль тормоза
Автомобиль оборудован рабочей и стояночной тормозными системами. Рабочая тормозная система состоит из четырех тормозных механизмов и гидравлического привода, который имеет диагональное разделение контуров (рис. 104). Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой — левого переднего и правого заднего. Это значительно повышает безопасность вождения автомобиля.
В гидравлический привод включены вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор 9 давления задних тормозов.
Первый снижает усилие на тормозной педали, второй повышает безопасность движения автомобиля. Помимо гидравлического привода, тормозные механизмы задних колес имеют механический привод от рычага стояночного тормоза, установленного на полу кузова.
Вакуумный усилитель
Резиновая диафрагма 10 (рис. 105) вместе с корпусом 21 клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную Б. Камера А соединяется с впускной трубой двигателя.
Рис. 105. Вакуумный усилитель: 1 - шток; 2 - уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра, 3 - чашка корпуса усилителя; 4 - регулировочный винт; 5 уплотнитель штока; 6 - возвратная пружина диафрагмы; 7 - шпилька усилителя; 8 - уплотнительный чехол; 9 - корпус усилителя, 10 - диафрагма; 11 - крышка корпуса усилителя; 12 - поршень; 13 - защитный чехол корпуса клапана; 14 - воздушный фильтр; 15 - толкатель; 16 - возвратная пружина толкателя; 17- пружина клапана; 18 - клапан; 19 - втулка корпуса клапана; 20 - буфер штока; 21 - корпус клапана; А - вакуумная камера; Б - атмосферная камера; В, Г - каналы
Корпус 21 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом 13. В корпусе клапана размещены шток 1 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 20 штока, поршень 12 корпуса клапана, клапан 18 в сборе, возвратные пружины 16 и 17 толкателя и клапана, воздушный фильтр 14. толкатель 15.
При нажатии на педаль перемещается толкатель 15. поршень 12 и корпус 21 клапана, а вслед за ними и клапан 18 до спора в седло корпуса клапана. При атом камеры А и Б разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера Б соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 14, зазор между поршнем и клапаном и канал В, давит на диафрагму 10. За счет разности давления в камерах А и Б корпус клапана перемешается вместе со штоком 1, который действует на поршень главного цилиндра. При отпущенной педали клапан отходит от своего корпуса и через образовавшийся зазор и каналы В и Г камеры А и Б сообщаются между собой. Регулятор давления. Это устройство регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля (рис. 106). Он включен в оба контура тормозной системы, и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.
Рис. 106. Привод регулятора давления
Регулятор давления 1 крепится к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления. На пальце этого рычага шарнирно штифтом 4 крепится двухплечий рычаг 5. Его верхнее плечо через ось 6 связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединяется с кронштейном рычага задней подвески. Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления. Этим самым регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора (см. разд. «Регулировка привода регулятора давления»).
В регуляторе имеется четыре камеры: А и Г (рис. 107) соединяются с главным цилиндром,. Б — с правым, а В — с левым колесными цилиндрами задних тормозов.
Рис. 107. Регулятор давления
В исходном положении педали тормоза поршень 2 поджат рычагом 5 (см. рис. 106) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис. 107), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор И, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и Г сообщаются с камерами Б и В.
При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и И и камеры Г и В поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор увеличивается, а зазоры И и К уменьшаются. Когда зазор И выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру Г от камеры В, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере В будет изменяться в зависимости от давления в камере Б. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах А и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольтами 10 и тарелкой 11 под усиливающим давлением в камере Б сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор Ж начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры В давление в ней, а значит, и в приводе тормоза, нарастет и практически будет равно давлению в камере Б. Когда зазор А полностью выберется, давление в камере Б. а значит, и в камере В, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.
В корпусе регулятора выполнено отверстие, закрываемое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колен 10.
Главный цилиндр
На корпусе главного цилиндра крепится бачок 13 (рис. 108), в заливной горловине которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 высокого давления используются с заднего колесного цилиндра.
Рис. 108. Главный тормозной цилиндр: 1 - корпус; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - поршень привода контура «левый передний - правый задний тормоза»; 4 - распорное кольцо; 5 - уплотнительное кольцо высокого давления; 6 - прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 - тарелка пружины; 8 - возвратная пружина поршня; 9 - шайба; 10 - стопорный винт; 11 - поршень привода контура «правый передний - левый задний тормоза»; 12 соединительная втулка; 13 - бачок; 14 - датчик аварийного уровня жидкости; А - компенсационные зазоры
Тормозной механизм переднего колеса
Дисковый с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой. Скоба образуется суппортом 3 (рис. 109) и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к направляющим пальцам 9. которые установлены в отверстия направляющей 2 колодок. В эти отверстия закладывается смазка. Между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые чехлы 8. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 4. В полости колесного цилиндра установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 7. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском 1, поверхность которого защищена кожухом 10.
Рис. 109. Тормозной механизм переднего колеса
При торможении под давлением жидкости поршень 6 прижимает внутреннюю колодку к диску, после чего от силы реакции перемещается на пальцах 9 подвижная скоба и наружная колодка тоже прижимается к диску. При этом сила прижатия колодок будет одинаковой. При растормаживании за счет упругости уплотнительного кольца 7 поршень отводится от колодки и между колодками и диском образуется небольшой зазор.
Тормозной механизм заднего колеса
Барабанный, с автоматическим регулированием зазора между колодками и барабаном (рис. 110). Устройство автоматического регулирования зазора расположено в колесном цилиндре 3 (рис. 111). Его основным элементом является разрезное упорное кольцо 9, установленное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25—1,65 мм. Упорные кольца 9 установлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис. 110) тормозных колодок. При износе накладок зазор 1,25-1,65 мм устраняется полностью, буртик на упорном винте 10 (см. рис. 111) прижимается к буртику кольца 9. вследствие чего упорное кольцо под давлением тормозной жидкости сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорного кольца. Так поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном.
Рис. 110. Тормозной механизм заднего колеса: 1 - гайка крепления ступицы; 2 - ступица колеса; 3 - нижняя стяжная пружина колодок; 4 - тормозная колодка; 5 - направляющая пружина; 6 - колесный цилиндр; 7 - верхняя стяжная пружина; 8 -разжимная планка; 9 - палец рычага привода стояночного тормоза; 10 - рычаг привода стояночного тормоза; 11 - тормозной щит
Рис. 111. Колесный цилиндр
В поршни запрессованы упоры 1 колодок, а в цилиндр ввернут штуцер 11 для прокачки тормоза.
Стояночный тормоз
Имеет механический привод. действует на тормозные механизмы задних колес. Он состоит из рычага 1 (рис. 112), регулировочной тяги 5, уравнителя в, троса 10. рычага 13 ручного привода колодок и разжимной планки 15. Соответствующие детали (10—14) установлены в приводе тормоза правого колеса.
Рис. 112. Детали стояночного тормоза
Возможные неисправности тормозной системы, их причины и методы устранения приведены в табл. 15.