Какая сила действительно нужна колесам, зависит оттого, чего Вы хотите добиться от своего автомобиля во время езды. Двигатель в состоянии развить пригодную для использования мощность лишь в определенном диапазоне оборотов. Для того чтобы несмотря на это автомобиль развивал достаточную тяговую силу при ускорении и на подъеме, необходима коробка передач. Коробка передач, которая оснащена различными передачами, обеспечивает соответствующее конкретным условиям передаточное отношение.
Силовая передача при переднем приводе: 1 - двигатель, 2 - сцепление, 3 - ступенчатая коробка передач, 4 - первичный вал, 5 - ведущая шестерня (вторичный вал), 6 - дифференциал (стрелками показано направление движения). I - 1-я передача, II - 2-я передача, III - 3-я передача, IV - 4-я передача, V - 5-я передача, R - передача заднего хода, А - главная передача, Т - привод спидометра.
Силовая передача при полном приводе: 1 - двигатель, 2 - сцепление, 3 - ступенчатая коробка передач, 4 - первичный вал, 5 - передний дифференциал, 6 - передняя ведущая шестерня (вторичный вал), 7 - полый вал, 8 - дифференциальная передача, 9 - карданный вал, 10 - задняя ведущая шестерня, 11 - задний дифференциал (стрелками показано направление движения). I - 1-я передача, II - 2-я передача, III - 3-я передача, IV - 4-я передача, V - 5-я передача, VI - 6-я передача, R - передача заднего хода, А1 - передняя главная передача, А2 - задняя главная передача, Т - привод спидометра.
Передаточные отношения для обеспечения соответствующей тяговой силы
При разгоне на приводных колесах необходим большой крутящий момент, в то время как медленно вращающийся двигатель отдает незначительный крутящий момент. При включении первой передачи соотношение между частотой вращения двигателя и скоростью вращения приводных колес увеличивается. На скоростной магистрали при включении пятой передачи, наоборот, это соотношение уменьшается. Таким образом, коробка передач согласовывает обороты двигателя со скоростью вращения колес.
Сцепление прерывает силовой поток
Кроме того, должен прерываться непосредственный силовой поток от двигателя к коробке передач. Это необходимо, например, тогда, когда Вы стартуете, стоите у светофора с работающим двигателем или намереваетесь переключить передачу.
В автомобилях со ступенчатой коробкой передач прерывание силового потока осуществляется с помощью сцепления. Кроме того, сцепление обеспечивает разгон без толчков, так как оно выравнивает различные частоты вращения коленчатого вала и первичного вала коробки передач.
Более сложно обстоит дело в случае автоматической коробки передач, тем более что фирма Audi в своих автомобилях устанавливает небольшое техническое чудо — коробку передач Multitronic. Электронное управляющее устройство выбирает самую рациональную передачу с учетом рабочего режима и намерений водителя. По скорости, с которой водитель нажимает на педаль акселератора, управляющее устройство определяет способ вождения: спортивный или экономичный. Регулирование момента переключения передач производится с учетом сопротивления движению (движение в гору или под гору), эксплуатации с прицепом, встречного ветра. В случае автоматической коробки передач Tiptronic передачи можно переключать и вручную. Когда водитель касается селектора переключения передач, в управляющее устройство поступает сигнал, и управляющее устройство немедленно дает коробке передач соответствующую команду.
Ремонт сложных автоматических коробок передач возможен лишь в специализированных мастерских.
Назначение главной передачи
Главная передача — эта последний промежуточный механизм, с помощью которого на колеса передается произведенный двигателем крутящий момент. Ее задача состоит в том, чтобы уменьшить число оборотов, которые поступают от коробки передач, увеличить крутящий момент и равномерно передать его на приводные колеса.