Шунтированный циркуляционный контур
После холодного пуска охлаждающая жидкость циркулирует в малом контуре, который ограничивается двигателем и отопителем. В этом так называемом шунтированном контуре проток к радиатору с помощью термостата сохраняется закрытым. Охлаждающая жидкость отводится прямым путем назад в двигатель. Благодаря этому жидкость нагревается быстрее, следовательно, быстрее прогревается и двигатель. Радиатор начинает действовать лишь после того, как температура охлаждающей жидкости достигает определенного значения. Термостат открывается, и холодная вода из радиатора смешивается с подогретой водой из малого контура. Это постепенное подмешивание холодной воды предотвращает так называемый холодный шок.
Охлаждение при рабочей температуре
Поскольку температура воды повышается, термостат все больше увеличивает подачу воды из радиатора и одновременно закрывает шунтированный контур. При рабочей температуре охлаждающая жидкость через нижний шланг поступает в насос, насос гонит жидкость в блок цилиндров и головку блока цилиндров. После этого большая часть жидкости через открытый термостат подается к радиатору, а остальная часть — к теплообменнику системы отопления. Холодная вода, которая опускается в нижнюю часть радиатора, вытесняет горячую воду в верхнюю часть радиатора. При проходе мимо пластин радиатора горячая вода охлаждается. Если во время движения температура воды падает ниже рабочей температуры, то термостат опять перекрывает проток к радиатору, этот проток не открывается до тех пор, пока охлаждающая жидкость снова не нагреется.
Избыточное давление и вентилятор
Система охлаждения находится под избыточным давлением, которое при рабочей температуре составляет от 1,2 до 1,5 бар. Благодаря этому, а также применению присадок точка кипения охлаждающей жидкости повышается со 100 до 120°С. Более высокая температура кипения обеспечивает более экономичный режим работы двигателя, а вместе с тем и экономию топлива. Если при горячем двигателе давление охлаждающей жидкости превышает 1,5 бар, на расширительном бачке срабатывает предохранительный клапан. Клапан открывается и, для того чтобы выровнять давление, выпускается некоторое количество пара. Несмотря на это, иногда, например, при движении в пределах городской черты охлаждающая жидкость может перегреться. В этом случае радиатор дополнительно охлаждается с помощью вентилятора.
При температуре охлаждающей жидкости от 92 до 97°С включается первая ступень (половинная частота вращения). Если температура повышается до 99-105°, то термостат переключает вентилятор на вторую ступень, и вентилятор вращается с полной частотой вращения. Благодаря регулированию потока охлаждающей жидкости с помощью термостата, а также тому, что вентилятор работает не постоянно, быстрее достигается рабочая температура и снижается расход топлива.
Система охлаждения четырехцилиндрового двигателя: 1 - радиатор, 2 - шланг нижний, 3 - насос, 4 - термостат, 5 - масляный радиатор, 6 - головка блока цилиндров и блок цилиндров, 7 - соединительный патрубок, В - вентиляционное отверстие, 9 - теплообменник отопителя, 10 - подогрев дроссельной заслонки, 11 - воздушный клапан 20 Нм, 12 - расширительный бачок, 13 - труба верхняя, 14 - шланг верхний
Система охлаждения шестицилиндрового двигателя: 1 - радиатор, 2 - воздушный клапан 15 Н м, 3 - труба верхняя, 4 - головка блока цилиндров и блок цилиндров, 5 - устройство управления дроссельной заслонкой, 6 - вентиляционное отверстие, 7 - теплообменник отопителя, 8 - расширительный бачок, 9 - масляный радиатор, 10 - насос.