- Провернуть двигатель до установки поршня первого цилиндра в положение ВМТ. При этом метка на шкиве должна совпасть со штифтом на корпусе масляного насоса.
- Проверить, что толкатели клапанов первого цилиндра имеют небольшой люфт, а толкатели клапанов четвертого цилиндра сидят плотно. Если это не так, провернуть двигатель еще на один оборот.
- Измерить в соответствии с рисунком 310 с помощью щупов, вставляемых между толкателем и поверхностью кулачка, зазоры клапанов. Зазоры впускных (Е) и выпускных (А) клапанов не на всех двигателях одинаковы и приводятся в таблицах размеров и регулировок.
Рис. 310. Последовательность регулировки зазора клапанов при установке первого цилиндра в положение ВМТ. Е = распределительный вал впускных клапанов; А = распределительный вал выпускных клапанов
- Провернуть двигатель на один полный оборот и замерить зазоры, указанные на рисунке 311. Признаком правильной регулировки является то, когда конец щупа вводится, а затем под легким нажатием щуп прогибается и входит внутрь. Для регулировки зазоров клапанов следует заменять регулировочные шайбы с верхней стороны толкателей, но для снятия и установки регулировочных шайб требуется специальный инструмент. Для этого провернуть коленчатый вал до установки соответствующего кулачка острием вверх и с помощью специального инструмента, показанного на рисунке 312, или иным образом прижать толкатель внутрь, чтобы можно было взять и вытащить маленькой отверткой и магнитом регулировочную шайбу. Прежде чем прижимать толкатель, его следует повернуть так, чтобы насечка с верхней стороны была обращена к свечам. Оба толкателя прижимаются одновременно, то есть необходимо следить за тем, чтобы оба толкателя прижимались ножкой приспособления.
Рис. 311. Отрегулировать отмененные зазоры клапанов при установке поршня четвертого цилиндра в положение ВМТ. Е = распределительный вал впускных клапанов; А = распределительный вал выпускных клапанов
Рис. 312. Использование специального приспособления для прижатия толкателей в их отверстия. Для изъятия регулировочных шайб используется отвертка и магнит.
- Подлежащая установке регулировочная шайба может быть рассчитана по следующей формуле:
- Измерить снятую шайбу микрометром (Рис. 85) и записать результат.
- Вычислить толщину новой шайбы для обеспечения требуемого зазора клапана. При этом используется следующая формула:
Впускные клапаны:
N = Т + (А - 0,25 мм)
Выпускные клапаны:
N = Т + (А — 0,30 мм), где "Т" — толщина снятой шайбы, "А" — измеренный зазор клапана и "N" — толщина новой, подлежащей установке шайбы.
- Выбрать шайбу, которая по толщине наиболее близка к требуемому зазору. Имеется ряд из 25 размеров шайб толщиной от 2,2 мм до 3,4 мм через 0,05 мм.
- Для установки регулировочной шайбы снова прижать толкатель внутрь и вставить шайбу.
- Измерить зазор клапана, как было описано выше.
- Отрегулировать зазоры остальных клапанов.
- Регулировочная шайба ни в коем случае не должна упасть в двигатель. Во избежание этого использовать маленькую отвертку и магнит, как это показано на рисунке 312. Шайба может быть после этого выдвинута в сторону и "схвачена" магнитом .