- Смазать зеркало цилиндров.
- Разложить все шатуны по номерам цилиндров. Метка "VORN" на шатуне и на днище поршня должна быть направлена в сторону шкивов двигателя.
- Распределить стыки поршневых колец по окружности поршня, как показано на рисунке 315. Маслосъемное кольцо, состоящее из трех частей, расположить так, чтобы замки не были расположены друг против друга.
Рис. 315. Расположение замков поршневых колец по окружности поршня. 1. Верхнее компрессионное кольцо; 2. Нижнее боковое кольцо маслосъемного кольца; 3. Верхнее боковое кольцо маслосъемного кольца; 4. Среднее компрессионное кольцо.
- Наложить ленту для стягивания поршневых колец в месте установки поршневых колец и вдавить кольца в канавки. Проверить их нормальную посадку.
- Надеть на шпильки шатунов короткие куски резинового или пластмассового шланга, чтобы не поцарапать зеркало цилиндров. Гайки должны обязательно заменяться, так как однажды установленные гайки теряют свою крепежную способность.
- Провернуть коленчатый вал до установки двух шеек вала в положение нижней мертвой точки.
- Вдвинуть шатун в отверстие сверху. Для этого установить двигатель на бок, чтобы шатун мог проводиться по цапфам подшипников и не поцарапал отверстие цилиндра или шатунную цапфу. Вкладыши подшипников шатунов должны уже находиться в шатуне, носиком в вырезе.
- При выдвигании еще раз проконтролировать, что метки "VORN" расположены правильно друг относительно друга.
- Вдвинуть поршень до последовательного ввода поршневых колец в цилиндре и посадки ножки шатуна на шейку вала.
- Вложить в крышку подшипника второй вкладыш подшипника, вкладыш смазать. Надеть крышку на шпильки шатуна и слегка пристукнуть. Куски резинового шланга должны быть предварительно сняты.
- Смазать поверхности гаек на крышках подшипников шатунов.
- Попеременно затянуть новые гайки шатенов моментом 65 Нм.
- После установки шатуна несколько раз провернуть коленчатым вал, чтобы сразу же обнаружить заклинивание.
- Провернуть коленчатый вал, чтобы внизу расположились две другие цапфы и таким же образом установить остальные поршни и шатуны.
- Еще раз проконтролировать положение всех маркировок и проверить, правильно ли установлены поршни.
- Установить, как показано на рисунке 21, на блоке цилиндров стрелочный индикатор и измерить люфт между боковыми поверхностями шатуна и коленчатого вала, перемещая рукой шатунный подшипник по цапфе вала в обе стороны. Осевой люфт шатунного подшипника не должен превышать 0,40 мм.
- Для завершения сборки установить масляный насос, зубчатые колеса, переднюю крышку и поддон картера.