Примечание. Дождитесь остывания двигателя перед снятием головки цилиндров.
Снятие
1. Отсоедините провод массы от аккумулятора (см. «Отсоединение аккумулятора»).
2. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения, как описано в главе 1А.
3. Снимите блок катушек зажигания (см. главу 5Б), а затем снимите свечи зажигания (см. главу 1А).
4. Снимите крышку(-и) головки цилиндров, как описано в параграфе 4.
5. Снимите верхнюю и нижнюю крышки ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 5.
6. Совместите установочные отверстия для сборки двигателя/фаз газораспределения, как описано в параграфе 3, и застопорьте зубчатый шкив(-ы) распределительного вала и маховик.
Предостережение. Не пытайтесь проворачивать двигатель при установленных блокирующих инструментах.
Двигатели 1.4 л
7. Данное ниже описание основывается на той предпосылке, что головка цилиндров будет сниматься вместе с впускным и выпускным коллекторами. Это проще, но требует обращения с более громоздким и тяжелым узлом. Если хотите сначала снять коллекторы, действуйте, как описано в главе 4А.
8. Выполните следующие действия, как описано в главе 4А:
- а) Снимите воздушный фильтр в сборе и впускной воздухопровод.
- б) Отсоедините приемную трубу системы выпуска от коллектора и от кронштейна на коробке передач. Отсоедините или высвободите электропроводку кислородного датчика.
- в) Отсоедините питающий топливный шланг (и, если применимо, возвратный шланг) от топливной рампы (заглушите все отверстия, чтобы предотвратить вытекание топлива и проникновение грязи в топливную систему).
- г) Отметьте положение установки электрических разъемов и вакуумных/вентиляционных шлангов на впускном коллекторе и корпусе дроссельной заслонки, а затем рассоедините и отсоедините их.
- д) Если необходимо, выверните болты и снимите опорный кронштейн с впускного коллектора.
- е) Отсоедините трос акселератора (при наличии).
- ж) На моделях с впрыском воздуха отсоедините шланг от клапана впрыска топлива, который расположен на выпускном коллекторе.
9. Отпустите хомуты и отсоедините шланги охлаждающей жидкости от головки цилиндров, предварительно отметив положение их установки. Аналогично отметьте расположение, а затем рассоедините все электрические разъемы на головке цилиндров.
10. Отпустите и выверните болт крепления трубки щупа измерения уровня моторного масла к головке цилиндров.
11. На более поздних моделях с усилителем рулевого управления выверните болт крепления насоса усилителя рулевого управления на соответствующем опорном кронштейне (см. главу 10). Выверните винты крепления зажима трубопровода усилителя рулевого управления, а затем расположите насос в стороне от двигателя. Подходящим образом привяжите насос к кузову автомобиля, чтобы предотвратить повышенную деформацию трубопроводов/ шлангов. Примечание. Нет никакой необходимости отсоединять трубопровод/шланг от насоса.
12. Отпустите гайку крепления шкива натяжителя ремня газораспределительного механизма. Поверните шкив приблизительно на 60° по часовой стрелке с помощью ключа, вставленного в отверстие в ступице шкива, а затем снова затяните соответствующую гайку. На ранних двигателях потребуется ключ квадратного сечения на 8 мм, а на более поздних двигателях с автоматическим натяжителем — внутренний шестигранный ключ.
13. Снимите ремень газораспределительного механизма с зубчатого шкива распределительного вала и расположите ремень в стороне от зубчатого шкива. Резко не перегибайте и не перекручивайте ремень.
14. Работая в последовательности, обратной последовательности затяжки (рис. 11.39, а), постепенно отпустите болты крепления головки цилиндров, выполняя по пол-оборота за подход, настолько, чтобы все болты можно было вывернуть рукой (рис. 11.14).
Рис. 11.14. Отпустите и выверните болты крепления головки цилиндров (двигатели 1.4 л)
15. После вывинчивания всех болтов крепления головки цилиндров снимите узел клапанных рычагов с головки цилиндров (рис. 11.15). Примечание. Не прикасайтесь пальцами к рабочим поверхностям роликовых подшипников клапанных рычагов. Обратите внимание на установочные штифты, которые расположены на основании каждой опоры узла клапанных рычагов. Если какой-либо штифт не закреплен в головке или опоре, снимите его и уберите в надежное место.
Рис. 11.15. Снимите узел клапанных рычагов (двигатели 1.4 л)
16. Теперь следует вскрыть стык между головкой цилиндров с прокладкой и блоком цилиндров/картером двигателя, не потревожив при этом «мокрые» гильзы. Для вскрытия стыка возьмите две прочные отвертки и вставьте их в отверстия под болты крепления головки цилиндров. Чтобы высвободить головку цилиндров, аккуратно «раскачайте» в направлении передней части автомобиля (рис. 11.16). Не пытайтесь поворачивать головку в горизонтальной плоскости относительно блока цилиндров/картера двигателя, так как ее положение задается установочными штифтами, а также верхними секциями гильз.
Примечание. Если не быть осторожным и гильзы будут смещены, возможно, что будет нарушена герметичность уплотнений в основании гильз, что вызовет утечку после установки головки. После вскрытия стыка приподнимите головку цилиндров и снимите ее. По возможности привлеките помощника, поскольку это громоздкий узел, особенно если головка снимается вместе с коллекторами.
Рис. 11.16. Используйте две прочные отвертки, чтобы отделить головку цилиндров от блока цилиндров (двигатели 1.4 л)
17. Снимите прокладку с верхней плоскости блока; обратите внимание на два установочных штифта. Если установочные штифты не закреплены, снимите их и уберите на хранение в надежное место вместе с головкой. Не выбрасывайте прокладку; она потребуется для опознавательных целей (см. п. п. 29 и 30). Действия, которые требуют проворачивания коленчатого вала (например, очистку днищ поршней), следует выполнять только после обеспечения надежной фиксации гильз цилиндров (рис. 11.17). При отсутствии специальных зажимов для гильз от изготовителя гильзы можно зафиксировать с помощью больших плоских шайб, устанавливаемых под болты подходящей длины. В качестве альтернативы можно временно установить оригинальные болты крепления головки цилиндров, надев на них подходящие дистанционные элементы.
Рис. 11.17. Зажмите гильзы цилиндров перед проворачиванием коленчатого вала (зажимы отмечены стрелками) (двигатели 1.4 л)
18. Если головка цилиндров должна быть разобрана для выполнения капитального ремонта, снимите распределительный вал, как описано в параграфе 10, а затем обратитесь к главе 2Г.
Двигатели 1.6 л
19. Отметьте положение установки, затем отпустите зажимы и отсоедините шланги охлаждающей жидкости от головки цилиндров. Отметьте расположение, а затем рассоедините все электрические разъемы на головке цилиндров.
20. Снимите впускной и выпускной коллекторы, как описано в главе 4А.
21. Снимите внутреннюю крышку ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 5.
22. Работая в последовательности, обратной последовательности затяжки (рис. 11.39, б), постепенно отпустите болты крепления головки цилиндров, выполняя по пол-оборота за подход, настолько, чтобы все болты можно было вывернуть рукой.
23. Приподнимите головку цилиндров и снимите ее. По возможности привлеките помощника, поскольку это громоздкий узел.
24. Снимите прокладку с верхней плоскости блока; обратите внимание на два установочных штифта. Если установочные штифты не закреплены, снимите их и уберите на хранение в надежное место вместе с головкой. Не выбрасывайте прокладку; она потребуется для опознавательных целей (см. п. п. 29 и 30).
25. Если головка цилиндров должна быть разобрана для капитального ремонта, снимите распределительные валы, как описано в параграфе 10, и обратитесь к части Г этой главы.
Подготовка к установке
26. Перед установкой головки цилиндров тщательно очистите сопрягаемые поверхности головки цилиндров и блока цилиндров/картера двигателя. Для удаления остатков прокладки и следов нагара используйте твердый пластиковый или деревянный скребок. Очистите днища поршней.
Примечание. На двигателях 1,4 л перед проворачиванием коленчатого вала зажмите гильзы (см. п.17). Будьте предельно осторожны при выполнении очистки, мягкий алюминиевый сплав легко повреждается. Не допустите попадания нагара в смазочные каналы и каналы охлаждающей жидкости. Особенно это важно для системы смазки, так как нагар может заблокировать подачу масла к элементам двигателя. Закройте каналы охлаждения и смазки и отверстия под болты в блоке цилиндров/ картере двигателя липкой лентой и бумагой. Чтобы не допустить попадания снятого нагара в зазоры между поршнями и стенками цилиндров, введите в зазор немного консистентной смазки. После очистки каждого поршня возьмите маленькую щетку и уберите все следы консистентной смазки и нагара из зазора, потом протрите все чистой тканью. Также очистите все поршни.
27. Проверьте сопрягаемые поверхности блока цилиндров/картера двигателя и головки цилиндров на наличие задиров, глубоких царапин и других повреждений. Если они незначительны, аккуратно удалите их напильником. Но если они большие, единственной альтернативой замене может быть только механическая обработка.
28. Если подозревается наличие деформации сопрягаемой поверхности головки цилиндров (под прокладку), проверьте эту поверхность с помощью линейки. При необходимости обратитесь к главе 2Г.
29. При покупке новой прокладки головки цилиндров следует позаботиться о том, чтобы прокладка имела правильную толщину. На некоторых моделях используется прокладка только одной толщины, и в этом случае это не проблема. На других моделях имеются прокладки в двух различных вариантах по толщине: стандартная прокладка и чуть более толстая (+0.2 мм) «ремонтная» прокладка. Прокладки можно распознать, как описано в следующем пункте, по вырезам на левом краю прокладки.
30. При правильном расположении прокладки на верхней плоскости блока цилиндров на левой стороне прокладки ближе к заднему краю будет виден один или два выреза, которые показывают тип двигателя (например, двигатель TU3JP). В центре прокладки может иметься другая группа вырезов (от 0 до 4), показывающая изготовителя прокладки и наличие в ее материале асбеста (эти вырезы имеют небольшое значение). Важная группа вырезов расположена на передней стороне прокладки; на стандартной прокладке в этом месте не будет никакого выреза, а на более толстой «ремонтной» прокладке будет иметься один вырез (рис. 11.30). Определите тип прокладки и позаботьтесь о том, чтобы новая прокладка имела правильную толщину. При наличии каких-либо сомнений по поводу того, какая прокладка установлена, покажите «старую» прокладку дилеру и попросите его подтвердить тип прокладки.
Рис. 11.30. Идентификационные вырезы на прокладке головки цилиндров
А. Группа идентификационных вырезов типа двигателя
В. Группа идентификационных вырезов изготовителя прокладки
С. Группа идентификационных вырезов толщины прокладок
31. Проверьте состояние болтов крепления головки цилиндров, особенно резьбы. Это следует выполнять при каждом снятии болтов. Вымойте болты в соответствующем растворителе и насухо вытрите их. Проверьте каждый болт на наличие признаков износа или повреждений, при необходимости замените. Измерьте длину каждого болта от обратной стороны его головки до конца болта, чтобы проверить его на наличие вытягивания (рис. 11.31). Новые болты для двигателей 1.4 л имеют длину 175.5 мм; если болт растянут больше чем до 176.5 мм, замените все болты крепления головки цилиндров единым комплектом. На двигателях 1.6 л максимальная длина болтов 122.6 мм. Хотя изготовитель фактически не предписывает необходимость замены болтов, настоятельно рекомендуется заменять болты единым комплектом независимо от их внешнего состояния при каждом вывинчивании.
Рис. 11.31. Измерьте длину болта от обратной стороны головки до конца болта
32. На двигателях 1.4 л перед установкой головки цилиндров проверьте выступание гильз цилиндров, как описано в параграфе 11 главы 2Г.
Установка
Двигатели 1.4 л
33. Вытрите начисто сопрягаемые поверхности блока цилиндров/картера двигателя и головки цилиндров. Убедитесь в наличии двух установочных штифтов на штатных местах на каждом краю сопрягаемой поверхности блока цилиндров/картера двигателя и при необходимости снимите зажимы фиксации гильз цилиндров (рис. 11.33).
Рис. 11.33. Убедитесь в наличии установочных штифтов (отмечены стрелками) и установите новую прокладку головки цилиндров
34. Установите новую прокладку на сопрягаемую поверхность блока цилиндров/ картера двигателя, сориентировав ее так, чтобы идентификационные вырезы были расположены на левом краю прокладки, а сторона с маркировкой «ТОР» была обращена кверху.
35. Убедитесь в том, что маховик и зубчатый шкив распределительного вала все еще правильно застопорены с помощью соответствующих инструментов, а затем вдвоем с помощником аккуратно установите головку цилиндров на блок, выставляя ее по установочным штифтам.
36. Убедитесь в наличии установочных штифтов на штатных местах в основании каждой опоры клапанного рычага, а затем установите узел клапанных рычагов на головку цилиндров.
37. Слегка смажьте резьбу и обратную сторону головок болтов крепления головки цилиндров чистым моторным маслом.
38. Аккуратно введите каждый болт в соответствующее отверстие (не допустите их падения) и вверните их пока только усилием руки.
39. Работая постепенно и в предписанной последовательности, с помощью динамометрического ключа и подходящей торцевой головки затяните болты крепления головки цилиндров предписанным усилием согласно стадии 1 (рис. 11.39, а, б).
Рис. 11.39, а. Последовательность затяжки -болтов крепления головки цилиндров (двигатели 1.4 л)
Рис. 11.39, б. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров (двигатели 1.6 л)
40. Как только все болты будут затянуты согласно стадии 1, снова работая в той же последовательности, с помощью торцевой головки и удлинителя доверните болты на заданный угол согласно стадии 2. Для обеспечения точности на этой стадии затяжки рекомендуется использовать угломер. Если угломер отсутствует, перед затягиванием нанесите белой краской метки взаимного положения на головку болта и головку цилиндров. Метки затем можно использовать для проверки доворота болтов на правильный угол при затягивании.
41. Установите ремень газораспределительного механизма, как описано в параграфе 6.
42. Подсоедините все шланги охлаждающей жидкости к головке цилиндров, впускному коллектору и корпусу дроссельной заслонки. Состыкуйте все соответствующие электрические разъемы.
43. Вверните болт крепления трубки щупа измерения уровня моторного масла к головке цилиндров.
44. Работая, как описано в главе 4А, выполните следующие действия:
- а) Подсоедините все потревоженные топливные шланги и трос(-ы) управления к впускному коллектору и элементам топливной системы.
- б) Подсоедините и отрегулируйте трос акселератора (при наличии).
- в) Подсоедините приемную трубу системы выпуска к коллектору и кронштейну коробки передач и состыкуйте электрический разъем кислородного датчика.
- г) Установите воздушный фильтр в сборе и впускные воздухопроводы.
45. Проверьте и при необходимости отрегулируйте клапанные зазоры, как описано в параграфе 9.
46. Установите крышку головки цилиндров, как описано в параграфе 4.
47. Установите свечи зажигания и установите катушку зажигания (см. главу 1А и 5Б).
48. Установите насос усилителя рулевого управления, как описано в главе 10.
49. В заключение подсоедините аккумулятор и снова заправьте систему охлаждения, как описано в главе 1А.
Двигатели 1.6 л
50. Снимите инструмент для блокировки маховика и с помощью гаечного ключа или торцевой головки проверните коленчатый вал за болт шкива коленчатого вала в обратном направлении (против часовой стрелки) на 90°. Это должно предотвратить любой случайный контакт между поршнями и клапанами при установке головки цилиндров.
51. Убедитесь в том, что распределительные валы правильно расположены в головке цилиндров. Установочный паз на правом торце каждого распределительного вала должен быть расположен в положении «7 часов» на впускном распределительном вале и в положении «8 часов» на выпускном распределительном вале (рис. 10.32). При необходимости откорректируйте положение распределительных валов, провернув каждый вал с помощью рожкового гаечного ключа за прямоугольную секцию между кулачками.
52. Вытрите начисто сопрягаемые поверхности блока цилиндров/картера двигателя и головки цилиндров. Убедитесь в наличии двух установочных штифтов на каждом краю сопрягаемой поверхности блока цилиндров/картера двигателя.
53. Установите новую прокладку на сопрягаемую поверхность блока цилиндров/ картера двигателя, сориентировав ее так, чтобы идентификационные вырезы были расположены на левом краю прокладки, а сторона с маркировкой «ТОР» была обращена кверху.
54. Слегка смажьте резьбу и обратную сторону головок болтов крепления головки цилиндров чистым моторным маслом, а затем вверните и затяните болты, как описано в п. п. 38—40.
55. Установите внутреннюю крышку ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 5, а затем установите зубчатый шкив распределительного вала, как описано в параграфе 7.
56. Установите ремень газораспределительного механизма, как описано в параграфе 6.
57. Работая, как описано в главе 4А, выполните следующие действия:
- а) Установите впускной и выпускной коллекторы.
- б) Подсоедините все потревоженные топливные шланги и трос(-ы) управления к впускному коллектору и элементам топливной системы.
- в) Установите воздушный фильтр в сборе и впускные воздухопроводы.
58. Подсоедините все шланги охлаждающей жидкости к головке цилиндров, впускному коллектору и корпусу дроссельной заслонки. Состыкуйте все соответствующие электрические разъемы.
59. Установите крышки головки цилиндров, как описано в параграфе 4.
60. Установите свечи зажигания и установите катушку зажигания (см. главу 1А и 5Б).
61. В заключение подсоедините аккумулятор и заправьте систему охлаждения, как описано в главе 1А.