Общие сведения
1. На двигателях 1.6 л клапаны приводятся в действие толкателями (в которые встроены гидравлические компенсаторы), расположенными между распределительными валами и верхними торцами стержней клапанов. На двигателях 1.4 л клапаны приводятся в действие клапанными рычагами, расположенными между распределительным валом и верхним торцом стержня клапана. Узел клапанных рычагов крепится на верхней плоскости головки цилиндров болтами крепления головки цилиндров. Хотя теоретически возможно вывернуть болты крепления головки и снять узел клапанных рычагов без снятия головки, но на практике это не рекомендуется. После вывинчивания болтов прокладка головки цилиндров будет потревожена, и после установки герметичность прокладки почти обязательно будет нарушена. Поэтому снятие узла клапанных рычагов не может быть выполнено без снятия головки цилиндров и замены прокладки головки цилиндров.
2. На двигателях 1.6 л распределительные валы можно приподнять и снять с головки цилиндров. На двигателях 1.4 л распределительный вал извлекается через правый торец головки цилиндров, и поэтому его невозможно снять без предварительного снятия головки цилиндров вследствие недостатка места.
Снятие
Клапанные рычаги (двигатели 1.4 л)
3. Снимите головку цилиндров, как описано в параграфе 11.
4. Для разборки узла клапанных рычагов аккуратно снимите стопорное кольцо с правого конца оси клапанных рычагов; придержите опору узла клапанных рычагов, чтобы она под воздействием пружины не соскочила с конца оси. Снимите различные элементы с конца оси, раскладывая все элементы в правильной последовательности (рис. 10.4). Отметьте положение установки каждого элемента при его снятии, чтобы обеспечить правильность установки при сборке. Примечание. Не прикасайтесь пальцами к рабочим поверхностям роликовых подшипников клапанных рычагов.
Рис. 10.4. Снимите стопорное кольцо и снимите элементы с оси клапанных рычагов (двигатели 1.4 л)
5. Для отделения левой опоры от оси сначала выверните шпильку крепления крышки головки цилиндров из верхней части опоры; это можно выполнить с помощью съемника шпилек или двух гаек, которые следует затянуть относительно друг друга (рис. 10.5). После вывинчивания шпильки выверните установочный винт из отверстия наверху опоры и извлеките ось клапанных рычагов.
Рис. 10.5. Наверните две гайки на шпильку и затяните их относительно друг друга, чтобы можно было вывернуть шпильку из левой опоры (двигатели 1.4 л)
Распределительный вал (двигатели 1.4 л)
6. Снимите головку цилиндров, как описано в параграфе 11.
7. Положите головку на верстак, снимите блокирующий инструмент, а затем снимите зубчатый шкив распределительного вала, как описано в параграфе 7.
8. На ранних моделях снимите модуль катушки зажигания с левого конца головки цилиндров (см. главу 5Б), а затем выверните болты и снимите опорный кронштейн катушки. На более поздних моделях выверните болты и снимите корпус выпуска охлаждающей жидкости с левого конца головки цилиндров.
9. Отверните болт и снимите упорную вилку распределительного вала (рис. 10.9).
Рис. 10.9. Выверните болт и снимите упорную вилку распределительного вала (отмечена стрелкой) (двигатели 1.4 л)
10. Отметьте глубину установки манжеты распределительного вала относительно поверхности головки цилиндров для обеспечения правильности установки. С помощью большой плоской отвертки аккуратно извлеките манжету из правого торца головки цилиндров, а затем извлеките распределительный вал (рис. 10.10, а, б).
Рис. 10.10, а. Извлеките манжету...
Рис. 10.10, б. ...затем вытяните распределительный вал из головки цилиндров (двигатели 1.4 л)
Распределительные валы/ толкатели (двигатели 1.6 л)
11. Снимите зубчатый шкив распределительного вала, как описано в параграфе 7, а затем снимите внутреннюю крышку ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 5.
12. Начиная с внешней стороны и работая в перекрестной последовательности, постепенно и равномерно отпустите болты крепления корпуса подшипников распределительного вала и снимите корпус с головки цилиндров (рис. 10.12).
Рис. 10.12. Равномерно и постепенно отпустите болты крепления корпуса распределительных валов (двигатели 1.6 л)
13. Идентифицируйте каждый распределительный вал по его положению: впускной распределительный вал находится в задней части, а выпускной вал — в передней части головки цилиндров. Также отметьте положение ВМТ каждого распределительного вала для обеспечения правильности установки.
14. Снимите распределительные валы. Для снятия соответствующего вала следует надавить на его конец со стороны коробки передач, чтобы высвободить противоположный конец из соответствующего подшипника. Снимите распределительные валы с головки цилиндров и снимите манжеты с концов валов.
15. Подготовьте 16 маленьких чистых пластмассовых контейнеров и пронумеруйте их: № 1—8 для впускных клапанов и № 1—8 для выпускных клапанов. В качестве альтернативы разделите большой контейнер на 16 отделений и соответствующим образом пронумеруйте каждое отделение. С помощью резиновой присоски извлеките каждый толкатель по очереди и положите его в соответствующее отделение. Не перепутайте толкатели — это может привести к ускорению износа.
Осмотр
Узел клапанных рычагов
16. Осмотрите поверхности роликов клапанных рычагов, которые контактируют с кулачками распределительного вала, на наличие признаков износа и задиров. Замените клапанные рычаги, ролики на которых показывают признаки повреждений. Если поверхность ролика клапанного рычага сильно поцарапана, также осмотрите на наличие износа соответствующий кулачок на распределительном вале, так как по всей вероятности изношены будут обе рабочие поверхности. При необходимости замените изношенные элементы. Узел клапанных рычагов можно разобрать, как описано в п. п. 4 и 5.
17. Осмотрите концы регулировочных винтов (задающие клапанные зазоры) на наличие признаков износа или повреждений и при необходимости замените их.
18. Если узел клапанных рычагов был разобран, осмотрите рабочие поверхности клапанного рычага и оси на наличие износа и задиров. При наличии очевидных признаков износа следует заменить соответствующий клапанный рычаг(-и) и/или ось.
Распределительный вал(-ы)
19. Осмотрите рабочие поверхности подшипников распределительного вала и кулачков на наличие признаков износа и задиров. При наличии какого-либо из этих состояний замените распределительный вал. Проверьте состояние рабочих поверхностей подшипников на шейках распределительного вала и в корпусе подшипников/ головке цилиндров. Если поверхности под подшипники в головке цилиндров имеют повышенный износ, головку цилиндров следует заменить.
20. На двигателях 1.4 л осмотрите упорную вилку на наличие признаков износа или задиров и при необходимости замените.
21. На двигателях 1.6 л осмотрите поверхности гидравлических толкателей, которые контактируют с кулачками распределительных валов, на наличие износа и задиров. Замените толкатель при наличии такого состояния. Если рабочая поверхность толкателя сильно поцарапана, также осмотрите на наличие износа соответствующий кулачок на распределительном вале, поскольку по всей вероятности будут изношены оба элемента. При необходимости замените требуемые элементы.
Установка
Клапанные рычаги (двигатели 1.4 л)
22. Если узел клапанных рычагов был разобран, вставьте ось клапанных рычагов в левую опору, совмещая установочное отверстие в оси с отверстием под винт в опоре. Вверните установочный винти надежно затяните его. После затягивания установочного винта вверните в опору опорную шпильку для крышки головки цилиндров и надежно затяните ее. Нанесите немного чистого моторного масла на ось, а затем наденьте на ось все снятые элементы, следуя правильной последовательности установки (согласно исходному положению).
Примечание. Не прикасайтесь пальцами к рабочим поверхностям роликовых подшипников клапанных рычагов. После установки всех элементов на ось надавите на правую опору и установите стопорное кольцо. Убедитесь в том, что стопорное кольцо правильно зафиксировано в соответствующей канавке на оси.
23. Установите головку цилиндров и узел клапанных рычагов, как описано в параграфе 11.
Распределительный вал (двигатели 1.4 л)
24. Очистите поверхности под подшипники в головке цилиндров и на распределительном вале, а затем обильно смажьте подшипники и кулачки распределительного вала. Введите распределительный вал на штатное место в головке цилиндров.
25. Установите упорную вилку, зафиксировав левый конец распределительного вала. Вверните болт крепления вилки и затяните его предписанным усилием.
26. На ранних моделях установите опорный кронштейн, а затем установите модуль катушки зажигания (см. главу 5Б). На более поздних моделях очистите и высушите сопрягаемые поверхности корпуса выпуска охлаждающей жидкости и головки цилиндров, а затем нанесите герметик на сопрягаемую поверхность корпуса. Установите корпус на головку цилиндров и надежно затяните соответствующие болты.
27. Смажьте уплотнительные кромки новой манжеты чистым моторным маслом, а затем установите ее на место, обеспечив глубину установки, отмеченную при снятии. Используйте подходящую трубчатую оправку, например, торцевую головку, которая упирается только в твердый наружный край манжеты. Будьте осторожны, чтобы не повредить уплотнительные кромки в процессе установки. Имейте в виду, что уплотнительные кромки должны быть обращены внутрь.
28. Установите зубчатый шкив распределительного вала, как описано в параграфе 7.
29. Установите головку цилиндров, как описано в параграфе 11.
Распределительные валы/ толкатели (двигатели 1.6 л)
30. Перед началом установки с помощью чистой ветоши удалите все следы масла из отверстий под болты крепления корпуса подшипников в головке цилиндров. Также очистите (в том числе от масла) сопрягаемые поверхности головки цилиндров и корпуса подшипников.
31. Обильно смажьте отверстия под гидравлические толкатели в головке цилиндров и толкатели. Аккуратно вставьте толкатели в посадочные отверстия в головке цилиндров, при этом каждый толкатель должен быть установлен в исходное отверстие. Чтобы вставить толкатели в отверстия без перекоса, потребуется определенная осторожность. Убедитесь в свободе проворачивания каждого толкателя.
32. Обильно смажьте опорные шейки и кулачки распределительных валов, а затем установите валы на головку цилиндров согласно предварительно отмеченному положению. Установочный паз на правом торце каждого распределительного вала должен быть расположен в положении «7 часов» на впускном распределительном вале и в положении «8 часов» на выпускном распределительном вале (рис. 10.32).
Рис. 10.32. Расположите распределительные валы таким образом, чтобы установочный паз на впускном вале был расположен в положении «7 часов», а на выпускном вале в положении «8 часов» (отмечены стрелками) (двигатели 1.6 л)
33. Нанесите герметик на силиконовой основе в виде валика по периметру сопрягаемых поверхностей и вокруг отверстий под болты (рис. 10.33).
Рис. 10.33. Нанесите силиконовый герметик на сопрягаемые поверхности головки цилиндров (отмечен стрелками) (двигатели 1.6 л)
34. Установите корпус подшипников и постепенно, в предписанной последовательности, затяните болты предписанным усилием( (рис. 10.34).
Рис. 10.34. Последовательность затяжки болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов (двигатели 1.6 л)
35. Установите новые манжеты (см. параграф 8).
36. Установите внутреннюю крышку ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 5.
37. Установите зубчатые шкивы распределительных валов, как описано в параграфе 7.