Примечание. Для правильной регулировки натяжения ремня газораспределительного механизма на ранних двигателях 1.4 л компания Peugeot/Citroen предписывает использовать специальный электронный инструмент (инструмент для измерения натяжения ремня SEEM С. TRONIC, тип 105, и контактную пластину для клапанных рычагов (-J.O132 АЕ). При отсутствии этого оборудования приблизительную регулировку можно выполнить, используя способ, описанный ниже. Если использовать описанный способ, следует при ближайшей возможности проверить натяжение с помощью специального электронного прибора. Не выполняйте поездки на большое расстояние и не используйте высокие обороты двигателя, пока не убедитесь в правильности натяжения ремня.
Общие сведения
1. Ремень газораспределительного механизма приводит в движение распределительный вал(-ы) и насос охлаждающей жидкости от зубчатого шкива на переднем конце коленчатого вала. В случае разрыва ремня или его проскальзывания в процессе работы поршни могут войти в контакт с головками клапанов, что ведет к обширному повреждению, влекущему за собой дорогостоящий ремонт.
2. Ремень газораспределительного механизма следует заменять через предписанные интервалы (см. главу 1А) или раньше, если он загрязнен маслом или издает шум при работе (визг/скрип вследствие неравномерного износа).
3. В случае снятия ремня газораспределительного механизма одновременно рекомендуется проверить состояние насоса охлаждающей жидкости (проверить на наличие признаков утечки охлаждающей жидкости). Это поможет избежать необходимости снятия ремня на более поздней стадии, если выйдет из строя насос охлаждающей жидкости.
4. На поздних двигателях 1.4 л для поддержания правильного натяжения ремня газораспределительного механизма после выполнения первичной процедуры регулировки используется автоматический натяжитель ремня газораспределительного механизма. Автоматический натяжитель можно идентифицировать по индикаторному рычагу и меткам положения натяжения на боковой стороне корпуса натяжителя (рис. 6.33). Если установлен натяжитель этого типа, при установке ремня газораспределительного механизма следуйте процедурам для более поздних двигателей 1.4 л.
Снятие
5. Отсоедините провод массы от аккумулятора (см. «Отсоединение аккумулятора»).
6. Совместите установочные отверстия для сборки двигателя/фаз газораспределения, как описано в параграфе 3, и застопорьте зубчатый шкив распределительного вала и маховик.
Предостережение. Не пытайтесь проворачивать двигатель при установленных блокирующих инструментах.
7. Снимите остальные крышки ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 5.
Двигатели 1.4 л
8. Отпустите гайку крепления шкива натяжителя ремня газораспределительного механизма (рис. 6.8). Поверните шкив приблизительно на 60° по часовой стрелке с помощью ключа, вставленного в отверстие в ступице шкива, а затем снова затяните гайку. На ранних двигателях потребуется ключ квадратного сечения на 8 мм, а на более поздних двигателях с автоматическим натяжителем — внутренний шестигранный ключ.
Рис. 6.8. Отверните гайку и поверните натяжной шкив по часовой стрелке, чтобы снять натяжение с ремня газораспределительного механизма (двигатели 1.4 л)
Совет. Если у вас возникают затруднения по приобретению инструмента квадратного сечения, который следует вставлять в натяжной шкив, купите стержень квадратного сечения со стороной 8 мм для стандартной дверной ручки в хозяйственном магазине и укоротите его до требуемой длины (А). Вставьте стержень в ступицу шкива и вращайте шкив с помощью гаечного ключа на 8 мм (В).
9. Если ремень газораспределительного механизма должен использоваться и далее, белой краской или маркером отметьте на ремне направление его вращения (если штатная маркировка не видна). Снимите ремень с зубчатых шкивов.
Двигатели 1.6 л
10. Отпустите гайку крепления шкива натяжителя ремня газораспределительного механизма и, используя шестигранный ключ, поверните шкив по часовой стрелке настолько, чтобы индикаторный рычаг находился в положении минимального натяжения (рис. 6.10). Временно затяните гайку натяжного шкива в этом положении.
Рис. 6.10. Натяжитель ремня газораспределительного механизма (двигатели 1.6 л)
1. Положение минимального натяжения; 2. Положение нормального натяжения; 3. Положение максимального натяжения; 4. Индикаторный рычаг; 5. Отверстие для шестигранного ключа; 6. Болт натяжного шкива
11. Если ремень газораспределительного механизма должен использоваться и далее, белой краской или маркером отметьте на ремне направление его вращения (если штатная маркировка не видна). Снимите ремень с зубчатых шкивов.
Все двигатели
12. Тщательно проверьте ремень газораспределительного механизма на наличие признаков неравномерного износа, расслоения или загрязнения маслом. Обратите особое внимание на впадины зубьев. Замените ремень, если имеются даже самые незначительные сомнения по поводу его состояния. Если на двигателе выполняется капитальный ремонт и автомобиль имеет пробег больше 60 000 км с конкретным ремнем, замените ремень в обязательном порядке, независимо от его внешнего состояния. Стоимость нового ремня несравнима со стоимостью ремонта двигателя в случае обрыва ремня. Если обнаружены признаки загрязнения маслом, найдите место утечки и устраните причину утечки. Вымойте двигатель в зоне ремня газораспределительного механизма, а также все соответствующие элементы до полного удаления следов масла.
13. Перед установкой тщательно очистите зубчатые шкивы ремня газораспределительного механизма. Убедитесь в том, что натяжитель и шкивы вращаются свободно,без заеданий. При необходимости замените шкивы, как описано в параграфе 7. Убедитесь в том, что блокирующие инструменты все еще вставлены, как описано в параграфе 3.
Установка
(ранние двигатели 1.4 л)
14. Выведите ремень газораспределительного механизма в штатное положение, проследив за тем, чтобы стрелки на ремне были обращены в направлении вращения ремня (по часовой стрелке, если смотреть с правого конца двигателя).
15. Резко не перекручивайте ремень газораспределительного механизма при его установке. Наденьте ремень на зубчатые шкивы коленчатого вала и распределительного вала. Проследите за тем, чтобы передний участок ремня был натянут, то есть чтобы вся слабина приходилась на участок ремня, где расположен натяжной шкив. Наденьте ремень на зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости и на натяжной шкив. Проследите за тем, чтобы зубья ремня были сцентрированы относительно зубьев зубчатых шкивов.
16. Отпустите гайку крепления натяжного шкива. Поверните шкив против часовой стрелки, чтобы полностью устранить слабину ремня газораспределительного механизма, а затем снова затяните гайку (рис. 6.16). Натяните ремень газораспределительного механизма, как описано под соответствующим подзаголовком.
Рис. 6.16. Поверните натяжной шкив против часовой стрелки, чтобы полностью выбрать слабину ремня газораспределительного механизма, а затем затяните гайку шкива
Натягивание без специального электронного измерительного прибора
Примечание. Если использовать описанный способ, следует при ближайшей возможности проверить натяжение с помощью специального электронного прибора.
17. При отсутствии специального прибора приблизительную регулировку можно выполнить, как описано ниже. Отпустите гайку крепления натяжного шкива и поверните шкив против часовой стрелки настолько, чтобы можно было перекрутить ремень на 90° посередине участка между зубчатыми шкивами коленчатого вала и распределительного вала. Прогиб ремня посередине участка между этими шкивами должен составлять приблизительно 6.0 мм. Придержите натяжной шкив в этом положении и затяните гайку.
18. Извлеките блокирующие инструменты из зубчатого шкива распределительного вала и маховика.
19. С помощью подходящей торцевой головки и удлинителя проверните коленчатый вал за болт зубчатого шкива коленчатого вала на четыре полных оборота по часовой стрелке (если смотреть с правого конца двигателя).
Предостережение. Никогда не проворачивайте коленчатый вал против часовой стрелки.
20. Отпустите гайку натяжного шкива, натяните ремень, как описано в п. 17, и затяните гайку крепления натяжного шкива предписанным усилием.
21. Проверните коленчатый вал еще на два оборота по часовой стрелке и убедитесь в том, что установочные отверстия в зубчатом шкиве распределительного вала и маховике все еще правильно совмещены.
22. Если это так, установите крышки ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 5, и подсоедините провод массы к аккумулятору.
Натягивание с использованием специального электронного измерительного прибора
23. Установите специальное оборудование для натягивания ремня на передний участок ремня газораспределительного механизма, приблизительно посередине между зубчатыми шкивами коленчатого вала и распределительного вала. Расположите натяжной шкив так, чтобы ремень был натянут настолько, чтобы прибор показывал 44 единицы SEEM, а затем снова затяните гайку.
24. Снимите блокирующие инструменты с зубчатого шкива распределительного вала и маховика и снимите измерительный прибор с ремня.
25. С помощью подходящей торцевой головки и удлинителя проверните коленчатый вал за болт зубчатого шкива коленчатого вала на четыре полных оборота по часовой стрелке (если смотреть с правого конца двигателя). Никогда не проворачивайте коленчатый вал против часовой стрелки. Установите блокирующий инструмент на маховик и убедитесь в том, что установочное отверстие в зубчатом шкиве распределительного вала выставлено надлежащим образом.
26. Для обеспечения точности показаний необходимо снять нагрузку, создаваемую клапанными пружинами, с распределительного вала, для чего следует установить контактную пластину для клапанных рычагов (—).0132 АЕ. Снимите крышку головки цилиндров (см. параграф 4), а затем отпустите восемь контактных болтов клапанных рычагов на контактной пластине клапанных рычагов. Установите контактную пластину на шпильки крышки головки цилиндров, соблюдая правильное направление установки, и закрепите ее гайками от крышки (рис. 6.26). Затяните контактный болт каждого клапанного рычага настолько, чтобы отвести клапанные рычаги от кулачков распределительного вала. Не превышайте усилие затяжки контактных болтов, так как в противном случае клапаны войдут в контакт с поршнями.
Рис. 6.26. Установите пластину клапанных рычагов (1) на головку цилиндров и, используя контактные болты (2), приподнимите клапанные рычаги, отводя их от распределительного вала. Обратите внимание на правильное расположение измерительного инструмента (3)
27. Установите измерительный инструмент на ремень, отпустите гайку крепления натяжного шкива и постепенно отпустите натяжной шкив настолько, чтобы измерительный прибор дал показание в диапазоне 29—33 единиц SEEM. Затяните гайку крепления натяжного шкива предписанным усилием.
28. Снимите измерительный прибор с ремня, затем отверните гайки и снимите контактную пластину клапанных рычагов с головки цилиндров.
29. Снимите инструмент для блокировки маховика, а затем проверните коленчатый вал еще на четыре полных оборота по часовой стрелке. Установите инструмент для блокировки маховика и убедитесь в том, что установочное отверстие распределительного вала правильно совмещено с отверстием в головке цилиндров.
30. Если это так, установите крышки ремня газораспределительного механизма и крышку головки цилиндров, как описано в параграфах 4 и 5. Примечание. Если регулировочные винты клапанных рычагов были перемещены, перед установкой крышки головки цилиндров отрегулируйте клапанные зазоры.
Установка
(поздние двигатели 1.4 л)
31. Выведите ремень газораспределительного механизма в штатное положение, проследив за тем, чтобы стрелки на ремне были обращены в направлении вращения ремня (по часовой стрелке, если смотреть с правого конца двигателя).
32. Резко не перекручивайте ремень газораспределительного механизма при его установке. Наденьте ремень на зубчатые шкивы коленчатого вала и распределительного вала. Проследите за тем, чтобы передний участок ремня был натянут, то есть чтобы вся слабина приходилась на участок ремня, где расположен натяжной шкив. Наденьте ремень на зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости и на натяжной шкив. Проследите за тем, чтобы зубья ремня были сцентрированы.
33. Снимите инструменты для блокировки коленчатого вала и распределительного вала, а затем отпустите гайку крепления натяжного шкива и, используя шестигранный ключ, поверните шкив против часовой стрелки настолько, чтобы индикаторный рычаг находился в положении максимального натяжения (рис. 6.33). Затяните гайку крепления шкива.
Рис. 6.33. Натяжитель ремня газораспределительного механизма (поздние двигатели 1.4 л) 1. Отверстие для шестигранного ключа; 2. Положение нормального натяжения; 3. Положение максимального натяжения
34. С помощью подходящей торцевой головки проверните коленчатый вал за болт шкива коленчатого вала на 10 полных оборотов и установите инструмент для блокировки коленчатого вала, как описано в параграфе 3.
35. Убедитесь в правильности фаз газораспределения, вставьте инструмент для блокировки зубчатого шкива распределительного вала (параграф 3). Если инструмент не может быть вставлен, отпустите натяжитель, снимите ремень, установите блокирующие инструменты и снова повторите действия, начиная с п. 31.
36. Снимите инструменты для блокировки коленчатого вала и распределительного вала.
37. Придержите шестигранный ключ в натяжном шкиве, чтобы сохранить натяжение, а затем отпустите гайку крепления шкива и поверните натяжитель, чтобы вынести индикаторный рычаг в положение нормального натяжения (рис. 6.33). Затяните гайку крепления шкива предписанным усилием.
38. Проверните коленчатый вал на два полных оборота и убедитесь в том, что все еще можно вставить инструменты для блокировки коленчатого вала и распределительного вала.
39. Остальная часть установки выполняется в последовательности, обратной снятию.
Установка
(двигатели 1.6 л)
40. Выведите ремень газораспределительного механизма в штатное положение, проследив за тем, чтобы стрелки на ремне были обращены в направлении вращения ремня (по часовой стрелке, если смотреть с правого конца двигателя). Имейте в виду, что на новом ремне имеются три метки, которые соответствуют меткам на зубчатых шкивах коленчатого вала и распределительных валов (рис. 6.40).
Рис. 6.40. Обратите внимание на метки на ремне газораспределительного механизма, которые соответствуют меткам на зубчатых шкивах распределительных валов и коленчатого вала (двигатели 1.6 л)
41. Резко не перекручивайте ремень газораспределительного механизма при его установке. Наденьте ремень на зубчатые шкивы коленчатого вала и распределительных валов, совмещая метки на ремне с метками на зубчатых шкивах коленчатого вала и распределительных валов. Проследите за тем, чтобы передний участок ремня был натянут, то есть чтобы вся слабина приходилась на участок ремня, где расположен натяжной шкив. Наденьте ремень на зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости,промежуточный шкив и на натяжной шкив. Проследите за тем, чтобы зубья ремня были сцентрированы на зубьях зубчатых шкивов.
42. Вставьте шестигранный ключ в натяжной шкив, отпустите гайку крепления шкива и поверните ключ, чтобы вынести индикаторный рычаг в положение максимального натяжения (рис. 6.10). Надежно затяните гайку ролика натяжителя.
43. Снимите инструменты для блокировки распределительных валов и коленчатого вала, проверните коленчатый вал на четыре полных оборота по часовой стрелке и снова установите инструмент для блокировки коленчатого вала.
44. Вставьте шестигранный ключ в натяжитель, отверните гайку и проверните натяжитель с помощью ключа настолько, чтобы индикаторный рычаг вышел в положение нормального натяжения (рис. 6.10). Затяните гайку натяжителя предписанным усилием.
45. Снимите инструмент для блокировки коленчатого вала и проверните коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке. Проверьте положение индикаторного рычага натяжителя; он не должен находиться дальше, чем на 2.0 мм от положения нормального натяжения. Если это не так, повторите процедуру установки ремня, начиная с п. 40.
46. Установите крышки ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 5, а затем в заключение подсоедините аккумулятор.