Как пользоваться настоящей главой
В главе 2А описываются процедуры ремонта, которые разумно выполнять, не снимая двигатель с автомобиля. Если эти сведения использовать при капитальном ремонте уже снятого и установленного на стенд двигателя (см. главу 2Г), предварительные операции разборки можно пропустить.
Имейте в виду, что, хотя некоторые элементы, например, поршни в сборе с шатунами, можно снимать и ремонтировать без снятия двигателя с автомобиля, обычно такие процедуры не выполняются как отдельные операции. Как правило, одновременно выполняется несколько дополнительных процедур (не говоря об очистке элементов и смазочных канавок). Поэтому все такие процедуры считаются позициями капитального ремонта, и они описываются в главе 2Г.
В главе 2Г описывается снятие двигателя/коробки передач с автомобиля и все процедуры капитального ремонта, которые могут быть выполнены после снятия двигателя.
Конструкция двигателя
Двигатель серии TU — это проверенный на практике агрегат, уже использовавшийся ранее на многих автомобилях Peugeot и Citroen. Это рядный четырехцилиндровый двигатель. В варианте с рабочим объемом 1.4 л используется 8-клапанный двигатель с одним верхним распределительным валом (SOHC), а в варианте с рабочим объемом 1.6 л это 16-клапанный двигатель с двумя верхними распределительными валами (DOHC). Двигатель поперечно установлен в передней части автомобиля. Клевому концу двигателя крепится болтами коробка передач.
Коленчатый вал работает в пяти коренных подшипниках. Коренной подшипник № 2 (верхний вкладыш) оснащен упорными шайбами для задания осевого зазора коленчатого вала.
Опорой для шатунов служат горизонтально разделенные вкладыши, которые располагаются в нижних головках шатунов. Поршни соединяются с шатунами посредством поршневых пальцев, запрессованных в верхние головки шатунов. Поршни изготавливаются из алюминиевого сплава. На них установлены по три поршневых кольца: два компрессионных и масло съемное.
На двигателях 1.4 л сверху в блок цилиндров вставлены сменные гильзы, которые и образуют цилиндры двигателя. Гильзы подобного типа называются «мокрыми». Для предотвращения утечки охлаждающей жидкости в поддон двигателя основание каждой гильзы герметизируется с помощью уплотнительных колец.
На двигателях 1.6 л блок цилиндров изготовлен из чугуна, а цилиндры расточены непосредственно в блоке. На двигателях подобного типа цилиндры иногда упоминаются как цилиндры с «сухими» гильзами.
Закрытие впускных и выпускных клапанов обеспечивается цилиндрическими пружинами. Стержни клапанов перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. Вставные седла клапанов также запрессованы в головку цилиндров и в случае износа могут быть заменены отдельно.
На двигателях 1.4 л распределительный вал приводится в действие зубчатым ремнем газораспределительного механизма. Вал через клапанные рычаги воздействует на восемь клапанов. Клапанные зазоры регулируются с помощью комбинации «винт и контргайка». Распределительный вал вращается в подшипниках, отверстия которых расточены прямо в головке цилиндров. Этот же ремень приводит в действие насос охлаждающей жидкости.
На двигателях 1.6 л распределительные валы приводятся в действие ремнем газораспределительного механизма и воздействуют на 16 клапанов через толкатели, в которые встроены гидравлические компенсаторы зазора. Распределительные валы вращаются непосредственно в головке цилиндров и поддерживаются односекционным корпусом подшипников. Этот же ремень приводит в действие насос охлаждающей жидкости.
Смазка двигателя обеспечивается посредством масляного насоса, который приводится в действие (через цепь и звездочку) от правого конца коленчатого вала. Насос втягивает масло через сетчатый фильтр, расположенный в поддоне двигателя. После этого он прогоняет масло через отдельный масляный фильтр и подает его в каналы блока цилиндров/картера двигателя. Там масло распределяется и подается к коренным подшипникам коленчатого вала и к распределительному валу (-ам). Подшипники нижних головок шатунов снабжаются маслом через внутренние каналы в коленчатом вале, а подшипники распределительного вала(-ов) получают масло под давлением. На двигателе 1.6 л используются масляные форсунки охлаждения поршней, которые предназначены для подачи струи масла на обратную сторону каждого поршня. Кулачки распределительных валов и клапаны, как и все другие элементы двигателя, смазываются разбрызгиванием.
Ремонтные операции, выполняемые без снятия двигателя с автомобиля
Без снятия двигателя с автомобиля можно выполнить следующие операции:
- а) проверку компрессии;
- б) снятие и установку крышки головки цилиндров;
- в) снятие и установку крышек ремня газораспределительного механизма;
- г) снятие, установку и регулировку ремня газораспределительного механизма;
- д) снятие и установку натяжителя и зубчатых шкивов ремня газораспределительного механизма;
- е) замену уплотнительных манжет распределительного вала(-ов);
- ж) снятие, осмотр и установку распределительного вала(-ов), клапанных рычагов и толкателей;
- з) снятие и установку головки цилиндров;
- и) удаление нагара с головки цилиндров и поршней;
- к) снятие и установку масляного поддона;
- л) снятие, ремонт и установку масляного насоса;
- м) замену уплотнительных манжет коленчатого вала;
- н) осмотр и замену опор двигателя/коробки передач;
- о) снятие, осмотр и установку маховика.