Примечание. Это сложная процедура, и перед началом работы следует внимательно ознакомиться с содержанием параграфа. Для облегчения установки перед снятием отметьте положение установки соответствующих кронштейнов и разводку шлангов, проводов и тросов.
Снятие
1. Отсоедините провод массы от аккумулятора (см. «Отсоединение аккумулятора»).
2. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения, как описано в главе 1Б.
3. Снимите впускной и выпускной коллекторы, как описано в главе 4Б.
4. Отпустите хомут и отсоедините вакуумный шланг от вакуумного насоса тормозной системы (рис. 13.4).
Рис. 13.4. Отсоединение вакуумного шланга от вакуумного насоса тормозной системы
5. Отсоедините и снимите возвратные шланги топливных форсунок (рис. 13.5).
Рис. 13.5. Отсоединение возвратного шланга топливных форсунок
6. Отсоедините топливопроводы от топливных форсунок и топливного насоса высокого давления и снимите топливопроводы, как описано в главе 4Б.
7. Отверните гайку и отсоедините питающий провод от соответствующей накальной свечи. Снимите шайбы.
8. Отсоедините шланг охлаждающей жидкости от задней части головки цилиндров на левой стороне (рис. 13.8).
Рис. 13.8. Отсоединение шланга охлаждающей жидкости (отмечен стрелкой) от задней части головки цилиндров
9. Отсоедините маленький шланг охлаждающей жидкости от передней части головки цилиндров на стороне ремня газораспределительного механизма (рис. 13.9).
Рис. 13.9. Отсоединение шланга охлаждающей жидкости (отмеченной стрелкой) от передней части головки цилиндров
10. Высвободите возвратный топливный шланг из кронштейнов на головке цилиндров и сдвиньте его в сторону (рис. 13.10).
Рис. 13.10. высвободите возвратный топливный шланг из соответствующих кронштейнов
11. Отсоедините трос акселератора от топливного насоса высокого давления (при необходимости обратитесь к главе 4Б) и сдвиньте трос в сторону от головки цилиндров.
12. Снимите корпус топливного фильтра/термостата, как описано в главе 3.
13. Отверните гайку или шпильку крепления кронштейна шланга охлаждающей жидкости и такелажного кронштейна двигателя к головке цилиндров на стороне коробки передач.
14. Снимите зубчатый шкив распределительного вала, как описано в параграфе 8.
15. Снимите натяжитель ремня газораспределительного механизма и кронштейн правой опоры двигателя, как описано в параграфе 9.
16. Снимите промежуточный ролик ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 10.
17. Выверните болт крепления передней пластины двигателя к опорному кронштейну топливного насоса высокого давления.
18. Отверните гайку и извлеките болт крепления передней пластины двигателя и опорного кронштейна генератора к опорному кронштейну топливного насоса высокого давления, а затем снимите переднюю пластину двигателя.
19. Постепенно выверните болты крепления головки цилиндров, работая в последовательности, обратной показанной на рисунке (рис. 13.37).
20. Извлеките болты и снимите дистанционные элементы (рис. 13.20).
Рис. 13.20. Вывинчивание болта крепления головки цилиндров и снятие дистанционного элемента
21. Отделите головку цилиндров от блока цилиндров и установочного штифта, раскачивая ее. Специальный инструмент Peugeot/Citroen для выполнения этой процедуры состоит из двух металлических прутков с концами, загнутыми под прямым углом (рис. 13.21 ). Не поддевайте импровизированными рычагами, вставляемыми между сопрягаемыми поверхностями головки и блока цилиндров, поскольку это может привести к повреждению поверхностей под прокладку.
Рис. 13.21. Снятие головки цилиндров с помощью согнутых стержней
22. Снимите головку цилиндров с блока и снимите прокладку (рис. 13.22).
Рис. 13.22. Снятие головки цилиндров
Подготовка к установке
23. Перед установкой головки цилиндров тщательно очистите сопрягаемые поверхности головки цилиндров и блока цилиндров/картера двигателя. Изготовитель рекомендует использовать для этой цели специальное моющее средство, но приемлемого результата при удалении всех следов прокладки и нагара можно достигнуть с помощью твердого пластмассового или деревянного скребка. Этот же способ можно использовать для очистки днищ поршней. Будьте предельно осторожны, чтобы при выполнении очистки не поцарапать или иным образом не повредить сопрягаемые поверхности блока цилиндра и головки цилиндров, поскольку алюминиевый сплав можно легко повредить. Проследите затем, чтобы нагар не попал в смазочные каналы и каналы системы охлаждения. Это особенно важно для системы смазки, так как нагар может заблокировать подачу масла к элементам двигателя. С помощью липкой ленты и бумаги закройте смазочные каналы, каналы охлаждающей жидкости и отверстия под болты в блоке цилиндров/ партере двигателя. Чтобы не допустить попадания снятого нагара в зазоры между поршнями и стенками цилиндров, введите в зазор немного консистентной смазки, после очистки каждого поршня возьмите маленькую щетку и уберите все следы консистентной смазки и нагара из зазора, потом протрите все чистой ветошью.
24. Проверьте сопрягаемые поверхности блока цилиндров/картера двигателя и головки цилиндров на наличие задиров, глубоких царапин и других повреждений. Если они незначительны, их можно аккуратно удалить напильником. Если они велики, единственной альтернативой замене является механическая обработка. Если подозревается наличие деформации сопрягаемой поверхности головки цилиндров (под прокладку), проверьте эту поверхность с помощью линейки. При необходимости обратитесь к главе 2Д.
25. Тщательно очистите резьбу отверстий под болты крепления головки цилиндров в блоке цилиндров. Убедитесь в том, что болты свободно вворачиваются и из каждого отверстия под болт удалены все следы масла и воды.
Выбор прокладки
26. Убедитесь в том, что ремень газораспределительного механизма снят с зубчатого шкива топливного насоса высокого давления, а затем проверните коленчатый вал настолько, чтобы поршни № 1 и 4 находились в положении ВМТ. Установите стрелочный индикатор на блок цилиндров и обнулите шкалу, подведя плунжер индикатора к сопрягаемой поверхности блока. Переместите плунжер к центру поршня № 1, а затем медленно проверните коленчатый вал туда-сюда, чтобы поршень прошел через положение ВМТ, отслеживая самое высокое показание по шкале индикатора. Запишите это показание.
27. Повторите эту процедуру на поршне № 4, а затем проверните коленчатый вал на пол-оборота (180°) и повторите процедуру на поршнях № 2 и 3 (рис. 13.27).
Рис.13.27 Измерение выступания поршня
28. При отсутствии стрелочного индикатора выступание поршня можно измерить с помощью линейки и «веерного» щупа или с помощью штангенциркуля. Однако это менее точно и поэтому не рекомендуется.
29. Запишите самое большое значение выступания поршня и используйте его для подбора правильной прокладки головки цилиндров Из следующей таблицы. Для идентификации толщины используются пазы или отверстия в углу прокладки. Пазы или отверстия около осевой линии прокладки показывают мощность и тип двигателя и не имеют никакого значения для определения толщины прокладки (рис. 13.29).
Рис. 13.29. Идентификационные пазы для опознания толщины прокладки головки цилиндров (А). Также обратите внимание на пазы идентификации рабочего объема и типа двигателя (В)
Выступание поршня
- 0.56 — 0.67 мм
- 0.68 — 0.71 мм
- 0.79 — 0.75 мм
- 0.76 — 0.79 мм
- 0.80 — 0.83 мм
Идентификация прокладки
- 1 паз
- 9 паза
- 3 паза
- 4 паза
- 5 пазов
Осмотр болтов крепления головки цилиндров
30. На двигателях XUD в процессе сборки применялись болты крепления головки цилиндров различных типов — с шестигранной головкой и с головкой Тогх. При работе с двигателем, оснащенным более ранними болтами с шестигранной головкой, эти болты после их вывинчивания следует заменить болтами Тогх в самом последнем исполнении. Болты Тогх предлагаются в двух вариантах. На одном варианте в основании резьбы имеется направляющий наконечник, а другой вариант — без наконечника. Болты Тогх допускается использовать повторно, если их длина не превышает значения, указанные ниже. Имейте в виду, что если болт дорабатывается, чтобы выставить прокладку (см. п. 33), при окончательной установке головки цилиндров потребуется новый болт.
31. Измерьте длину каждого болта от основания головки до конца болта (или конца направляющего наконечника) (рис. 13.31). Сравните результаты со значениями, указанными в следующей таблице, чтобы определить, должны ли быть заменены болты и дистанционные элементы.
Рис.13.31. Измерьте длину болта, чтобы определить, требуется ли замена
Примечание. С учетом напряжений, которые возникают в болтах крепления головки цилиндров, настоятельно рекомендуется заменять их, независимо от внешнего состояния.
Длина болта — Требуемое действие
Болты без направляющего наконечника:
- Меньше 131.5 мм — Повторно используйте болты/ дистанционные элементы
- Больше 131.5 мм — Замените болты/ дистанционные элементы
Болты с направляющим наконечником:
- Меньше 135.5 мм — Повторно используйте болты/ дистанционные элементы
- Больше 135.5 мм — Замените болты/ дистанционные элементы
Установка
32. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть со стороны ремня газораспределительного механизма) настолько, чтобы поршни №1 и 4 прошли нижнюю мертвую точку (НМТ) и начали подниматься, а затем расположите их посередине хода вверх. Поршни №2 и 3 также будут находиться посередине хода, но хода вниз.
33. Правильно установите прокладку на блок цилиндров таким образом, чтобы идентификационные пазы или отверстия были расположены на стороне двигателя, на которой расположен маховик/план-шайба. Убедитесь в наличии на месте установочного штифта: на том конце блока цилиндров, где расположен ремень газораспределительного механизма. Имейте в виду, что ввиду наличия только одного установочного штифта прокладка может сместиться при установке головки цилиндров (вследствие наклона двигателя), особенно когда головка цилиндров устанавливается на двигатель без его снятия с автомобиля. В самом плохом случае поршни и/или клапаны могут задеть прокладку, вызывая повреждение двигателя. Во избежание возникновения этой проблемы отрежьте головку от «старого» болта крепления головки цилиндров и пропилите шлиц на торце болта, чтобы болт можно было повернуть отверткой. Вверните болт в одно из отверстий под болты на том конце блока цилиндров, где расположен маховик, а затем выставьте прокладку, ориентируясь по болту и установочному штифту. Это позволит придержать прокладку при установке головки цилиндров.
34. Опустите головку цилиндров на блок.
35. Нанесите немного смазки на резьбу и на обратную сторону головок болтов крепления головки цилиндров. Компания Peugeot/Citroen рекомендует использовать смазку Molykote G Rapid Plus (можно приобрести у дилера). При отсутствии предписанной смазки можно использовать любую высокотемпературную смазку хорошего качества.
36. Аккуратно введите каждый болт с соответствующим дистанционным элементом (выпуклой стороной кверху, если применимо) в соответствующее отверстие (не допустите их падения) и вверните их пока только усилием руки. Если применимо, после установки трех или четырех болтов, чтобы правильно выставить головку цилиндров, выверните доработанный болт, установленный согласно п. 33, и вверните на его место новый болт.
37. Работая постепенно и в предписанной последовательности, с помощью динамометрического ключа и подходящей торцевой головки затяните болты крепления головки цилиндров предписанным усилием согласно стадии 1 (рис. 13.37).
Рис.13.37. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров
38. После затягивания всех болтов согласно стадии 1, работая снова в той же последовательности, затяните каждый болт предписанным усилием согласно стадии 2. В заключение доверните болты на заданный угол согласно стадии 3. Для обеспечения точности рекомендуется использовать угломер на этой стадии затягивания.
39. Остальная часть установки выполняется в последовательности, обратной снятию, с учетом следующих моментов:
- а) Правильно проложите электропроводку и надежно состыкуйте соответствующие электрические разъемы.
- б) Правильно подсоедините шланги охлаждающей жидкости и надежно затяните соответствующие хомуты.
- в) Правильно подсоедините все вакуумные/вентиляционные шланги.
- г) Установите крышку головки цилиндров, как описано в параграфе 4.
- д) Подсоедините систему выпуска к коллектору, установите корпус воздушного фильтра и воздухопроводы и отрегулируйте трос акселератора, как описано в главе 4Б. Если коллекторы были сняты, установите их, как описано в главе 4Б.
- е) Заправьте систему охлаждения, как описано в главе 1Б.
- ж) Подсоедините аккумулятор и удалите воздух из топливной системы, как описано в главе 4Б.