2. Система охлаждения может функционировать в одном из трех режимов. На первом этапе, при запуске двигателя, пока температура охлаждающей жидкости не поднялась выше определенного значения, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, из которого исключен радиатор. По мере прогрева жидкости открывается клапан включенного в тракт системы термостата и в контур циркуляции включается радиатор. Жидкость проходит через радиатор сверху вниз и охлаждается в результате обдувания ребер радиатора наружным воздухом. При постоянном движении автомобиля на передних и высоких скоростях движения, как правило, потока встречного воздуха достаточно для нормального охлаждения жидкости. При определенном увеличении оборотов двигателя, а так же по достижении температурой охлаждающей жидкости очередного контрольного значения, активируется регулируемый электровентилятор системы охлаждения, нагнетаемый которым дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования теплообменника радиатора. Момент включения вентилятора и число его оборотов определяются прибором управления двигателя (ЕСМ) с помощью данных, получаемых от датчика температуры охлаждающей жидкости. Включение вентилятора производится через одно или несколько реле. В зависимости от типа двигателя и комплектации на автомобиль могут устанавливаться 1 или 2 вентилятора.
3. Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой расширительного бачка, способной выдерживать определенное избыточное давление (1.2-1.5 бар), что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. Снижение точки кипения может привести к образованию зон застоя, что снижает эффективность охлаждения двигателя. По этой причине система охлаждения должна круглогодично быть заполнена охлаждающей жидкостью соответствующего состава. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, избыток охлаждающей жидкости перетекает по соединительному шлангу в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
4. Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка (см. Главу 1), который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.
5. Ввиду перечисленных особенностей конструкции такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.
Система отопления и вентиляции
6. Основными компонентами системы отопления салона (см. сопр. иллюстрации) являются электрический вентилятор с несколькими скоростными режимами и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью приборов автомобиля. Теплообменник посредством шлангов соединен с системой охлаждения двигателя. Блок управления функционированием отопителя/ кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев. Воздух выходит из салона через вентиляционные отверстия в задней части автомобиля.
1.6а Основные элементы системы HVAC: 1. Электромотор привода смесительной заслонки; 2. Корпус воздухораспределителя; 3. Корпус заслонки системы циркуляции воздуха; 4. Электромотор привода циркуляционной заслонки (только при установке кондиционера); 5. Электромотор вентилятора; 6. Электромотор привода управления распределением воздушного потока; 7. Резистивная сборка и электромотор вентилятора; 8. Теплообменник
1.6b Элементы системы HVAC: 1. Датчик температуры в воздуховоде верхнего уровня (только при установке кондиционера с электронным управлением); 2. Испаритель; 9. Панель управления функционированием отопителя/ кондиционера (HVAC)
7. Подача воздуха в салон осуществляется через дефлекторы лицевого уровня, сопла ножных колодцев и дефлекторы обдува ветрового стекла (см. иллюстрацию 1.7а). Перед поступлением воздуха в салон он очищается пылеулавливающим фильтром. Принципиальная схема раздачи воздушного потока приведена на иллюстрации 1.7b.
1.7а Рукава подачи воздуха в салон: 1, 5. Верхние боковые дефлекторы обдува боковых стекол; 2. Рукав подачи воздуха на ветровое стекло; 3. Дефлекторы обдува ветрового стекла; 4. Рукава подачи воздуха на лицевой уровень; 6, 15. Боковые дефлекторы лицевого уровня; 7. Электромотор вентилятора; 8. Рукав подачи воздуха в главный вещевой ящик (при соответствующей комплектации); 9. Клапан подачи воздуха в главный вещевой ящик (при соответствующей комплектации); 10. Рукав подачи воздуха в пассажирский ножной колодец; 11, 12. Правый/левый рукава подачи воздуха в задние ножные колодцы; 13. Центральные дефлекторы лицевого уровня; 14. Рукав подачи воздуха в водительский ножной колодец
1.7b Принципиальная схема раздачи воздуха: 1. На ветровое стекло; 2. Распределительная заслонка; 3. На лицевой уровень; 4. Панель управления; 5. В задние ножные колодцы; 6. В ножные колодцы; 7. Распределительная заслонка; 8. Теплообменник; 9. Смесительная заслонка; 10. Электромотор привода вентилятора отопителя
8. На дизельных моделях может устанавливается дополнительный обогреватель форсуночного типа. Он устанавливается на задней стенке двигательного отсека со стороны переднего пассажира. Охлаждающая жидкость проходит через теплообменник дополнительного обогревателя и нагревается, благодаря чему сокращается время разогрева холодного двигателя и повышается эффективность отопления салона. Дополнительный обогреватель активируется после запуска двигателя при низкой наружной температуре и/или в случае, если дизельный двигатель отдает слишком мало тепла для обогрева салона.
9. Сообщения о возникновении неисправностей в системах HVAC фиксируются в электронном блоке памяти ЕСМ и могут быть считаны при подключении специального сканера - точная диагностика без указанного выше прибора невозможна.
10. Правила пользования элементами управления функционированием систем HVAC подробно изложены в Главе «Органы управления и приемы эксплуатации».
Внимание! Если в рамках проведения работ с отопителем проводятся также работы с электрооборудованием, необходимо обязательно отключить аккумуляторную батарею (см. Главу 5).
Система кондиционирования воздуха (К/В)
11. По желанию владельца автомобиль может быть оборудован кондиционером. Кондиционер устанавливается как единая система с системой отопления совместно с ней обеспечивает поддержание заданной температуры воздуха в салоне.
12. В состав системы кондиционирования входят установленный на радитор системы охлаждения конденсатор, расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя компрессор, и ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями (см. сопр. иллюстрацию). Привод компрессора осуществляется от коленчатого вала посредством мультиреберного ремня.
1.12 Общая компоновка элементов системы К/В в двигательном отсеке: 1. Сервисный разъем высоконапорного контура; 2. Сервисный разъем низконапорного контура; 3. Расширительный клапан; 4. Соединительный разъем; 5. Компрессор; 6. Конденсатор; 7. Ресивер осушитель; 8. Соединительный разъем; 9. Сервисный разъем высоконапорного контура; 10. Датчик давления системы К/В; 11. Разделитель рефрижераторной линии
13. Принцип функционирования системы кондиционирования схематично приведен на сопр. иллюстрации. В режиме оххлаждения кондиционер работает по принципу холодильника: компрессор сжимает газообразный хладагент (R 134 , не содержащий фреон), при этом хладагент нагревается и направляется в конденсатор, там он охлаждается и сжиамется. Проходя через расширительный вентиль, хладагент расширяется и поступает в испаритель, превращаясь в пар процесс сопровождается сильным поглощением тепла.
1.13 Функциональная схема системы К/В%: 1. Вентилятор; 2. Испаритель; 3. Расширительный клапан; 4. Сервисный разъем низконапорного контура; 5. Демпфер пульсаций; 6. Сервисный разъем высоконапорного контура; 7. Демпфер пульсаций; 8. Датчик-выключатель давления; 9. Ресивер-осушитель; 10. Дополнительный вентилятор; 11. Конденсатор; 12. Компрессор; а. Входной поток холодного воздуха, прогоняемого через теплообменник конденсатора; b. Выходной поток прогретого воздуха, прогнанного через теплообменник конденсатора и отобравшего тепло от хладагента; с. Поток воздуха, создаваемый вентилятором; d. Поток воздуха, прогоняемый через теплообменник испарителя; А. Газовая фаза высоконапорного контура; В. Жидкостная фаза высоконапорного контура; С. Жидкостная фаза низконапорного контура; D. Газовая фаза низконапорного контура
14. Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя. Вследствие процесса испарения и расширения хладагента происходит поглощение тепла обтекающего испаритель воздуха. Воздух охлаждается и образующаяся при этом влага превращается в конденсат, направляемый за пределы салона автомобиля. Интенсивность процесса охлаждения зависит от установленного значения температуры и от установки переключателя вентилятора.
15. По желанию пользователя система кондиционирования воздуха может быть выключена, при этом отключается компрессор, а у автомобилей с дизельным двигателем, кроме того, выключается дополнительный нагревательный элемент, - при этом заметно снижается расход топлива.
16. В качестве опции может устанавливаться система HVAC с автоматической регулировкой температурного режима (климат-контроль). Режим автоматического функционирования обеспечивает сохранение постоянной, выбранной пользователем, температуры в салоне и осушает воздух, поступающий в салон. Кроме того, автоматически регулируются количество и распределение подаваемого в салон воздуха, а также компенсируются колебания наружной температуры. При активации экономичного режима (ЕСО) кондиционер отключается, но системы отопления и вентиляции продолжают функционировать в автоматическом режиме.
17. Правила пользования элементами управления функционированием систем отопления,вентиляции и кондиционирования подробно изложены в Главе «Органы управления и приемы эксплуатации».
18. Смазка подвижных частей системы К/В обеспечивается за счет содержащихся в хладагенте компонентов и его регулярной циркуляции, что предотвращает образования пор в уплотнениях и возникновение коррозии. Поэтому даже если нет необходимости в использовании кондиционера, особенно в холодное время года, он должен включаться хотя бы 1 раз в месяц на непродолжительное время на самую высокую мощность. Включение должно производиться при равномерной скорости движения автомобиля и при прогретом двигателе.
Внимание! Работы с кондиционером должны проводиться только специалистами СТО. По этой причине ремонт кондиционера здесь не описывается! Не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение!
Меры безопасности при обслуживании системы К/В
Систему К/В должен обслуживать исключительно подготовленный технический персонал, обученный безопасным приемам работы с применением надлежащего оборудования и с соблюдением правил разгерметизации, а также ознакомленный с приемами сбора и хранения автомобильного хладагента.
- Не допускайте контакта хладагента с кожей;
- При работе рядом с системой К/В надевайте защитные очки;
- При попадании хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте пораженный участок холодной водой в течение не менее 15 минут. Немедленно обратитесь за медицинской помощью в лечебное учреждение. Самолечение не допускается;
- Хладагент хранится в баллонах под давлением. Храните баллон при температуре не выше +50°. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению;
- Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент не имеет цвета и запаха, быстро испаряется, приводит к уменьшению доступа кислорода и затрудненному дыханию;
- Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем;
- При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите при проведении работ с системой К/В;
- При проведении сварочных работ вблизи системы К/В не подвергайте ее воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению;
- Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.