Поршни и цилиндры
У отлитых из легкого металла поршней (8-ми клапанный двигатель) или у кованых поршней с плоским днищем (16V) имеется стальной вкладыш, уменьшающий тепловое расширение. В верхней трети каждого поршня — три поршневых кольца эластично вставленные в соответствующие пазы в поршне. Они прижимаются, пружиня, к стенке цилиндра. Два верхних поршневых кольца закрывают путь топливовоздушной смеси из камеры сгорания вниз в картер, в то время как нижнее маслосъемное поршневое кольцо не допускает попадания слишком большого количества смазки из картера в камеру сгорания. В основании поршня имеется углубление. Оно оставляет клапанам достаточную свободу движения.
На фотографии показано обозначение типа двигателя, выбитое слева сзади на блоке двигателя, со стоящим за ним номером двигателя 1,8 л 16V.
На этом чертеже 8-ми клапанного двигателя с рабочим объемом 1,6 л показаны следующие конструктивные узлы: 1 - приводной шкив поликпинового ремня; 2 - индуктивный импульсный датчик; 3 - шкив поликпинового ремня сервонасоса; 4 - натяжной ролик поликпинового ремня; 5 - генератор; 6 - передняя крышка зубчатого ремня; 7 - система центрального впрыска Multec; 8 - модуль зажигания DIS; 9 - лямбда-зонд; 10 - масляный фильтр; 11 - маховик; 12 - картер.
Цилиндры, в которых поршни двигаются вверх и вниз, вмонтированы в материал блока цилиндров из серого чугуна. Отверстия цилиндров хонингованы (отшлифованы) так называемой сетчатой шлифовкой. Стенки не должны быть абсолютно гладкими, в ином случае масло, необходимое для смазки, не сможет к ним прилипнуть. Отверстия цилиндров на 0,02 мм — 0,04 мм шире, чем соответствующие им поршни. При переборке двигателя направляющие цилиндров — в зависимости от степени износа — могут быть расточены на несколько сотых миллиметра. Для каждого размера шлифовки имеется соответствующий поршень.
Функция коленчатого вала состоит в том, чтобы преобразовать прямолинейное движение поршней, скользящих вверх-вниз в цилиндрах, во вращательное движение. Для соединения поршней с коленвалом служат шатуны, которые могут поворачиваться на обоих своих концах.
Коленчатый вал
Отдельные колена коленвала смещены относительно друг друга на 180 с, при этом кривошипы 1-го и 4-го цилиндров, а также 2-го и 3-го ориентированы одинаково. Для снижения вибрации при работе на противоположной стороне шатунной шейки коленчатого вала установлены противовесы, компенсирующие дисбаланс.
Чтобы предотвратить прогиб коленчатого вала во время эксплуатации, он имеет пять опор в блоке цилиндров. Каждый кривошип, на котором размещается шатун, соответственно опирается с двух сторон на коренной подшипник.
Коренные шейки коленвала и и их шатуны могут растачиваться, причем как по диаметру, так и по ширине. Для измененных размеров соответственно имеются в распоряжении соответствующие вкладыши подшипников в качестве запчастей.
На заднем конце коленчатого вала находится диск с зубчатым венцом для шестерни стартера.
К кривошипно-шатунному механизму, включая поршни, относятся следующие детали: 1 - поршни; 2 - поршневые пальцы; 3 - поршневые кольца; 4 - шатуны; 5 - вкладыш подшипника; 6 - маховик с зубчатым венцом для стартера; 7 - коленчатый вал; 8 - кронштейн подшипника; 9 - болт кронштейна подшипника.
8-ми клапанный двигатель с рабочим объемом 1,6 л в поперечном сечении: 1 - шатун; 2 - поршень; 3 - крышка головки блока цилиндров; 4 - распределительный вал; 5 - гидротолкатели; 6 - выпускной коллектор; 7 - зубчатый диск для индуктивного импульсного датчика; 8 - маслоприемный шноркель.
Это или маховик, на котором монтируется сцепление и тем самым обеспечивается связь с коробкой передач, или приводной шкив, к которому привинчивается преобразователь крутящего момента автоматической коробки передач. На переднем конце коленчатого вала привинчены: приводной шкив зубчатого ремня, шкив импульсного датчика и шкив поликлинового ремня. Кроме того, на переднем конце коленчатого вала еще размещается масляный насос.
Шатуны
Четыре шатуна, каждый с двумя половинами вкладыша подшипника, монтируются на своих шатунных шейках коленчатого вала. Соединение шатуна и поршня обеспечивает поршневой палец. Он вставляется в отверстие нагретого шатуна и одновременно в проушину для пальца в поршне. Благодаря этому он прочно сидит в шатуне и поворачивается в поршне.