Допуск плоскостности поверхности сопряжения с блоком цилиндров 0,1 мм. При шлифовании разрешается снимать слой металла не более 0,4 мм. Высота головки цилиндров должна быть 149,9-150,1 мм. Прокладка головки цилиндров изготовлена из синтетических материалов с металлической окантовкой вокруг отверстий под цилиндры. Прокладку следует устанавливать меткой «Alto» к головке цилиндров. В гнезде толкателя находится шайба для регулировки зазора в клапанном механизме. В запасные части поставляются регулировочные шайбы толщиной от 3,25 до 4,45 мм с интервалом через каждые 0,05 мм. Толщина шайбы маркируется на ее поверхности, которая должна быть обращена к толкателю.
Седла клапанов из стали. Охлажденные седла запрессовываются в гнезда нагретой головки цилиндров. Угол верхней фаски 20°, нижней фаски —75°. Угол рабочей фаски для впускных клапанов 59°55'-60°05', для выпускных клапанов — 44°55'-45°05'. Ширина рабочей фаски 2,7 мм.
Направляющие втулки клапанов изготовлены из бронзы и запрессованы в головку цилиндров. В запчасти поставляются направляющие втулки клапанов с наружным диаметром, увеличенным на 0,05; 0,10 и 0,25 мм.
Клапаны установлены в головке цилиндров вертикально. Клапаны приводятся в действие непосредственно кулачками распределительного вала через цилиндрические толкатели. Диаметр тарелки впускных клапанов 40,75-41,00 мм, выпускных клапанов 34,30-34,50 мм, угол рабочей фаски равен соответственно 60°08'-60°22' и 45°23'-45°37'.
Пружины клапанов одинаковы для впускных и выпускных клапанов. На каждый клапан установлено по две пружины.
Цилиндрические стальные толкатели закалены; они свободно перемещаются в отверстиях головки цилиндров.
Распределительный вал верхнего расположения вращается на пяти опорах. Его привод осуществляется зубчатым ремнем от зубчатого шкива, посаженного на один вал с шестерней привода ТНВД, которая, в свою очередь, получает вращение от коленчатого вала через систему зубчатых колес. Высота подъема кулачков впускных клапанов 9,5 мм, выпускных—10,5 мм. Фазы газораспределения при временно установленном зазоре 0,5 мм между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами:
- начало открытия впускного клапана до ВМТ такта выпуска с опережением: 8°;
- закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия с запаздыванием: 37°;
- начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода с опережением: 48°;
- закрытие выпускного клапана после ВМТ такта выпуска с запаздыванием: 8°.
Зубчатый ремень привода распределительного вала марки Continental типа 371 LAH 075 заменяется через каждые 100000 км пробега. В случае его снятия при ремонте заменить ремень, если он прошел более 30000 км.
Таблица 3-9. Размерные характеристики головки цилиндров, клапанного механизма и распределительного вала
Характеристика | Размер |
Диаметр опорных шеек распределительного вала, мм | 33,934-33,950 |
Диаметр опор под шейки распределительного вала, мм | 33,989-34,014 |
Зазор между шейкой и опорой распределительного вала, мм | 0,039-0,080 |
Диаметр гнезд под толкатели. мм | 44,000-44,025 |
Диаметр толкателей, мм | 43,950-43,970 |
Зазор между толкателем и гнездом, мм | 0,030-0,075 |
Диаметр гнезд под вихревые камеры, мм: | |
— двигателей 8144.67 и 8144.91 | 30,38-30,40 |
— двигателя 8144.97 | 30,32-30,37 |
Диаметр вихрекамер, мм | 30,380-30,400 |
Глубина цекования для установки предкамер, мм: | |
— группа А | 4,48-4,50 |
— группа В | 4,50-4,52 |
— группа С | 4,52-4,54 |
Толщина заплечика вихрекамер, мм: | |
— группа А | 4,500-4,520 |
— группа В | 4.520-4,540 |
— группа С | 4,540-4,560 |
Натяг при запрессовке вихрекамер в головку цилиндров. мм | 0,01-0,08 |
Выступание торцевой поверхности вставки вихрекамеры над плоскостью головки цилиндров, не более, мм | 0,04 |
Диаметр отверстий под направляющие втулки клапанов. мм | 12,955-12,980 |
Диаметр наружный направляющий втулок клапанов, мм | 13,012-13,025 |
Натяг направляющих втулок в отверстиях головки цилиндров, мм | 0,032-0,070 |
Наружный диаметр направляющих втулок | 13,012-13,025 |
Внутренний диаметр направляющих втулок, мм | 8,023-8,038 |
Диаметр стержня клапана, мм | 7,985-8.000 |
Зазор между стержнями клапанов и направляющими втулками, мм | 0.023-0,053 |
Таблица 3-10. Размерные характеристики пружин клапанов
Нагрузка, кгс | Длина наружной пружины, мм | Длина внутренней пружины, мм |
4.05-4,50 | 38,5 | - |
7,2-8,0 | 28,5 | - |
1,51-1,71 | - | 35,5 |
2,8-3.1 | - | 23,5 |
Рис. 3-47. Детали механизма газораспределения: 1 - коленчатый вал; 2 - ведущая шестерня коленчатого вала; 3 - промежуточная шестерня; 4 - шестерня привода вакуумного насоса тормозной системы; 5 - шестерня привода масляного насоса; 6 - шестерня привода ТНВД и зубчатый шкив; 7 - зубчатый ремень привода распределительного вала; 8 - зубчатый шкив распределительного вала; 9 - натяжной ролик; 10 - передняя защитная крышка зубчатого ремня; 11 - задняя защитная крышка зубчатого ремня; 12 - распределительный вал; 13 - крышка опоры распределительного вала; 14 - держатель сальника распределительного вала; 15 - сальник; 16 - упорный фланец распределительного вала; 17 - заглушка; 18 - направляющие втулки клапанов; 19 - выпускной клапан; 20 - впускной клапан; 21 - шайба для регулировки зазоров в механизме привода клапанов; 22 - толкатель; 23 - сухари; 24 - тарелка пружин; 25 - внутренняя пружина; 26 - наружная пружина; 27 - опорная шайба пружин; 28 - маслосъемный колпачок