Схема контура кондиционера воздуха салона
1 - вентилятор; 2 - испаритель; 3 - дроссель; 4 - сервисное присоединение низкого давления; 5 - сервисное присоединение высокого давления; 6 - осушитель; 7 - конденсатор; 8 - компрессор:
- а — наружный воздух для охлаждения конденсатора
- b — теплый воздух, отводится во внешнюю среду
- с — неохлажденный воздух, проходящий через вентилятор отопителя
- d — охлажденный воздух, поступающий в салон
А — высокое давление (хладагент в газообразной форме)
В — высокое давление (хладагент жидкий)
С — низкое давление (хладагент жидкий)
D — низкое давление (хладагент в газообразной форме)
Отопитель. Модели без кондиционера
1 - вентилятор; 2 - зажим; 3 - дополнительные резисторы. Для отдельных ступеней вентилятора; 4 - приводной блок правый; 5 - микровыключатель; 6 - передача для регулировки заслонок; 7 - отопительная коробка; 8 - уплотнительная рамка; 9 - уплотнительная прокладка; 10 - крышка вентилятора; 11 - передняя панель управления; 12 - выключатель. Для обогрева заднего стекла; 13 - выключатель вентилятора; 14 - тяга. Для регулировки температуры; 15 - скоба; 16 - валик. Привода воздухораспределительных заслонок; 17 - кожух блока управления; 18 - винт; 19 - рукоятка
Отопитель. Модели с кондиционером
1 - вентилятор; 2 - скоба; 3 - регулятор вентилятора; 4 - датчик температуры; 5 - привод заслонки вентиляции; 6 - коробка отопителя/кондиционера; 7 - заслонка вентиляции; 8 - уплотнительная прокладка; 9 - крышка вентилятора; 10 - уплотнительная рамка; 11 - винт, М4x14; 12 - боковая крышка коробки отопителя; 13 - шланг дренажный. Для компрессора кондиционера; 14 - дополнительный отопитель. Дополнительный отопитель дизельного двигателя; 15 - держатель; 16 - консоль; 17 - винт М8x20, 24 Н·м; 18 - гайка; 19 - планка; 20 - консоль
Держатель компрессора кондиционера. Модели 316i, 318i
1 - компрессор; 2 - держатель; 3 - болт, М8x55; 4 - болт, М8x100; 5 - натяжное устройство; 6 - винт Torx, М8x55; 7 - клиновой ремень
Свежий воздух поступает в салон через воздухосборную коробку, воздушный фильтр вентиляции салона и кожух вентилятора. Воздух проходит через коробку отопителя и распределяется через различные заслонки по отдельным соплам. Подача воздуха определяется числом оборотов электродвигателя вентилятора.
В зависимости от установленной температуры в салоне свежий воздух может направляться в теплообменник. Теплообменник расположен в отопительной коробке и подогревается горячей охлаждающей жидкостью. Проходящий через теплообменник воздух нагревается в результате омывания пластин теплообменника и затем поступает в салон. Тепловая мощность отопителя регулируется расходом охлаждающей жидкости. Для этого служит электромагнитный клапан на трубопроводе жидкости.
Дизельный двигатель вследствие более высокого коэффициента полезного действия имеет незначительную тепловую производительность. Поэтому здесь требуется установка отдельного отопителя, который при необходимости дополнительно подогревает охлаждающую жидкость. Дополнительный отопитель обогревается топливом от отдельного топливного насоса и при необходимости автоматически подключается.
Отопление без кондиционера: Температура в салоне может устанавливаться регулятором. Посредством двух других регуляторов устанавливается число оборотов четырехступенчатого вентилятора отопителя и производится распределение воздуха по соплам.
Кондиционер: Температура в салоне устанавливается клавишей на панели управления и индицируется на цифровом табло. В соответствии с этим электронный прибор управления автоматики кондиционера регулирует открывание крана отопителя в зависимости от температуры в салоне. Датчики температуры воздуха в салоне находятся в панели управления позади решеток для входа воздуха. Электронное регулирование позволяет поддерживать температуру воздуха в салоне постоянной, независимо от скорости автомобиля и наружной температуры.
При включении кондиционера воздух сначала охлаждается, высушивается и затем в зависимости от установленного значения температуры снова подогревается.
Если всасывание свежего воздуха не допускается, например, при низком качестве наружного воздуха, система нажатием соответствующей клавиши может быть переключена на режим циркуляции. При этом в салоне циркулирует внутренний воздух.
При включении "Automatischer Umluft Control" ("Автоматическое управление циркуляцией" - специальное оборудование) система включается самостоятельно в режим циркуляции, как только в наружном воздухе появляются вредные компоненты, например, сажа от сгорания дизельного топлива. Если качество наружного воздуха снова восстанавливается, система автоматически переключается на потребление наружного воздуха.
Работа кондиционера
Кондиционер работает как холодильник: компрессор, приводимый в движение от электродвигателя, сжимает хладагент в фазе газа, свободный от FCKW (R 134 а), и не наносящий вреда окружающей среде. Хладагент разогревается при этом и направляется в конденсатор. Там он охлаждается и сжижается. Через расширительный клапан хладагент расширяется и поступает в испаритель, где вследствие своего низкого давления испаряется. В результате процесса расширения воздух, проходящий через систему труб и пластин снаружи, отдает тепло.
Таким образом, воздух охлаждается, и содержащаяся в нем влага превращается в конденсат, который отводится за пределы автомобиля.
При работающем двигателе и включенном вентиляторе в салон через различные отверстия может подводиться охлажденный воздух. Интенсивность охлаждения зависит от установленной температуры и числа оборотов электродвигателя вентилятора.
Электронный прибор управления встроен в элемент управления кондиционера.
В кондиционере образуется конденсат, выводимый за пределы автомобиля. Это является нормальным режимом и не указывает на наличие каких-либо неисправностей в автомобиле.
Ремонт кондиционера здесь не описывается. Эти работы должны выполняться в условиях специализированной мастерской.
Не допускается вскрывать контур охлаждения кондиционера, так как попадание жидкости на кожу может вызвать обморожение.
При случайном попадании жидкости на кожу немедленно промойте место поражения холодной водой в течение не менее 15 мин. Жидкость кондиционера не имеет цвета и запаха и тяжелее воздуха. При утечках охлаждающей жидкости возникает опасность отравления в нижней части автомобиля (наличие жидкости не ощущается).