- мультиметр;
- блок питания с регулируемым напряжением до 20 В или зарядное устройство для аккумуляторной батареи.
Снятие
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и отсоединяем клемму провода от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. "Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту").
2. Отсоединяем колодку провода от вывода "D" генератора.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/112/370137.jpg)
3. Снимаем защитный резиновый чехол и торцовым ключом на 10 мм отворачиваем гайку крепления наконечников проводов к выводу "+" генератора.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/112/370138.jpg)
4. Снимаем наконечники двух проводов с контактного болта.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/112/370139.jpg)
5. Освобождаем три пружинных фиксатора крепления кожуха выпрямительного блока и снимаем кожух с генератора.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/112/370140.jpg)
6. Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/112/370141.jpg)
7. Снимаем регулятор напряжения и отсоединяем от его вывода колодку провода.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/112/370142.jpg)
Проверка
1. Осматривая щетки регулятора напряжения, убеждаемся в их подвижности. Если щетки обломаны или сильно изношены (выступают из щеткодержателя не более чем на 5 мм), либо их подклинивает в щеткодержателе, регулятор необходимо заменить.
2. Для проверки регулятора напряжения собираем схему (см. ниже). Контрольную лампу подключаем к щеткам регулятора. К "массе" регулятора проводом подсоединяем отрицательный вывод источника питания, а к его выводу - положительный.
Предупреждение! При подсоединении проводов, подающих напряжение к регулятору напряжения, строго соблюдайте полярность. Неправильное подсоединение проводов выведет из строя исправный регулятор.
Вольтметром контролируем напряжение, подаваемое на регулятор.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/112/370143.jpg)
Схема проверки регулятора напряжения: 1 - мультиметр (в режиме вольтметра); 2 - контрольная лампа; 3 - "масса" регулятора; 4 - вывод регулятора; 5 - щетки
3. Включаем блок питания и подаем напряжение 13 В на регулятор. Контрольная лампа должна загореться, свидетельствуя о том, что при таком напряжении в бортовой сети автомобиля ток возбуждения будет поступать на обмотку ротора генератора.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/112/370144.jpg)
4. Постепенно поднимаем напряжение до тех пор, пока контрольная лампа не погаснет. Напряжение, при котором гаснет контрольная лампа, должно быть 14,5-14,7 В.
5. Снижаем подаваемое напряжение, пока контрольная лампа не загорится снова. Напряжение, при котором включилась контрольная лампа, не должно быть ниже 13,2 В.
Неисправный регулятор напряжения заменяем.
Установка
Устанавливаем регулятор напряжения в последовательности, обратной снятию.