В планетарной передаче все шестерни постоянно сцеплены. Различные ступени передачи достигаются без разрыва тяги путем приведения в движение или удерживания солнечного колеса, планетарных шестерен или кольцевой шестерни планетарной передачи.
- 1 - детали, приведенные в движение;
- 2 - удерживаемые детали.
Входные сигналы
В электронный блок управления информация поступает от:
- рычага-селектора с многофункциональным переключателем положения. Установкой рычага управляется включение фонарей заднего хода, блокировочный механизм стартера при включенном диапазоне изменения передач, а также включение/выключение устройства регулировки скорости;
- потенциометра дроссельной заслонки об ее положении. Это узел, известный по впрыску, служит для расчета точек переключения передач;
- датчика скорости в коробке передач для определения скорости движения, а также точек переключения передач. Если этот датчик неисправен, то берется сигнал от датчика Холла;
- датчика о числе оборотов на входе коробки передач. Также располагается на коробке передач и служит для определения точек переключения передач;
- датчика акселератора в тросе дроссельной заслонки; он подает сигнал, когда педаль газа полностью отжата. После этого происходит переключение на более высокую передачу или, если нужно, происходит переключение вниз на один или два диапазона изменения передаточного числа;
- выключателя тормозных огней для разблокирования электромагнитной блокировки рычага-селектора. Рычаг-селектор передвигается из положения «Р» или «N» в один из диапазонов изменения передаточного числа только при нажатой педали тормоза;
- датчика температуры ATF в коробке передач. Когда в блок управления двигателя поступает сигнал «повышенная температура», в отдельных диапазонах изменения передаточного числа происходит переключение на более высокий уровень. Это уменьшает зазор в гидротрансформаторе и снижает температуру ATF - лишь после этого происходит переключение на стандартную программу.
Управление процессом переключения передач
Если вы перемещаете рычаг-селектор в положение «D», ATF, находящаяся под давлением, поступает в так называемые переключающие заслонки в коробке, которые в свою очередь управляют гидравлическим способом пластинчатыми сцеплениями и тормозами. Блок управления регулирует давление с помощью электромагнитных клапанов и, таким способом, определяет момент переключения на более высокую или низкую передачу, а также переходы переключения. Одновременно существует связь с блоком управления зажиганием/впрыском – при переключении на более высокую передачу момент зажигания слегка отодвигается для того, чтобы переключение протекало мягко.
Сигналы от блока управления далее поступают к электромагниту блокировки рычага-селектора, комбинированному реле блокировки стартера и к фонарям заднего хода. Если Audi A4 снабжен системой регулировки скорости, то блок управления автоматикой коробки передач подает на нее напряжение только тогда, когда включен диапазон изменения передаточного числа передней передачи и в первый раз превышена скорость 30 км/ч.
Самодиагностика
Блок управления электронной коробки передач может распознавать возникающие дефекты и сохранять их в компьютере. Возникающие сбои запоминаются в долговременном запоминающем устройстве. Запоминающее устройство может быть опрошено в мастерской. Это делается с помощью считывающего прибора; к сожалению, возможность для опроса компьютера любителем не предусмотрена. Если вы предполагаете наличие неисправности в управлении коробкой передач, то считать память компьютера вы сможете только в мастерской Audi.
Аварийный ход
4-ступенчатая АКП
Если блок управления распознал дефект, который оказывает существенное негативное влияние на функционирование, или неисправен сам блок управления, включается режим «аварийного хода». Для этого существуют две аварийные программы:
- Если рычаг-селектор находится в положении «D», «3» или «2», коробка передач гидравлическим путем включает 3-ю передачу. Выбранный диапазон изменения передаточного числа включается только в положениях рычага-селектора «1» и «R».
- Если сигнал о числе оборотов двигателя и скорости не поступает и нажатие педали акселератора в первый раз превышает значение ѕ, коробка передач переключается на ступень «N», т. е. больше нет привода. Путем выключения зажигания и нового запуска двигателя вы можете попытаться снова активизировать коробку передач.
Аварийный ход
Коробка передач 5-НР-18
У коробки передач есть разные режимы аварийного хода в зависимости от характера неисправности:
- При незначительном сбое движение осуществляется на другой программе переключения передач.
- При дефекте в механической части узла переключения передач во время движения коробка передач остается включенной на 4-й ступени. Затем после выключения двигателя включается еще только 3-й диапазон изменения передаточного числа.
Проверка автоматической коробки передач
Автоматическая коробка передач практически не оставляет любителю возможностей для его инициативы. Но целенаправленная проверка поможет локализировать неисправность, что не в последнюю очередь представляет интерес при покупке подержанного автомобиля:
- При наличии неисправности прежде всего проверьте уровень ATF в коробке передач.
- Если ATF на щупе для ее измерения пахнет горелым, то имеется тяжелое повреждение коробки передач. В этом случае могут быть дефектны тормозные ленты или пластины сцепления.
- При пробной поездке вы можете проверить точки переключения передач.
- То, как происходит процесс переключения передач, дает информацию о состоянии коробки передач.
- Регулировка троса дроссельной заслонки с интегрированным механизмом переключения при резком нажатии педали газа является важным условием безупречного режима работы.
- То же самое относится к регулировке троса рычага-селектора.
Оценка процесса переключения передач
Во время пробной поездки вы можете обратить свое внимание на процесс переключения передач:
Переключение на более высокую передачу: при частично отжатой педали газа изменение передачи почти не ощущается; при полном газе или резком нажатии на педаль газа переходы становятся более отчетливыми, но более высокая передача должна всегда схватываться мягко. Краткое возрастание частоты вращения двигателя при изменении передачи указывает на дефект, который должен быть изучен внимательнее.
Переключение на более низкую передачу: без газа (при качении) едва ощутимо на очень низких скоростях. Толчок при переключении на задний ход на частичном или полном газе нормален. Обратное переключение без газа рычагом-селектором длится одну-две секунды. Если при принудительном переключении назад рычагом-селектором одновременно прибавляется газ, то переключение передач происходит без замедления.
Совет: Автомобили с автоматической коробкой передач нельзя буксировать на расстояние, превышающее 50 км, в ином случае окажется недостаточной смазка коробки передач. По той же причине скорость движения не должна превышать 50 км/ч. При буксировке рычаг-селектор должен находиться в положении «N». В сомнительном случае выберите более удобный путь и погрузите автомобиль.