1. Выпускной коллектор; 2. Турбонагнетатель; 3. Штанга регулировочного клапана нагнетаемого воздуха; 4. Соединение обратного маслопровода; 5. Корпус сжимателя; 6. Клапан регулировки давления нагнетания; 7. Маслопровод
Детали впускного коллектора
1. Прокладка; 2. Впускной коллектор; 3. Датчик температуры нагнетаемого воздуха; 4. Прокладка
5. Клапан возврата отработавших газов Предупреждение! Снимайте головку цилиндров только на охлажденном двигателе.
Выпускной и впускной коллекторы отвинчиваются от головки цилиндров и остаются на автомобиле.
Неисправная головка цилиндров распознается по различным признакам.
Автомобили без кондиционера
Снятие
1. Отключите кабель массы батареи.
Внимание! При этом стираются данные из электронной памяти, например, защитный код радиоприемника.
2. Снимите нижний щиток двигательного отсека.
3. Слейте охлаждающую жидкость (также и из блока цилиндров).
4. Слейте моторное масло.
5. Выньте вакуумный шланг с уголком на тормозном усилителе.
6. Отключите тонкие вакуумные трубки на обратном клапане вакуумного шланга.
7. Отвинтите трубку нагнетания воздуха на головке цилиндров и отключите воздушные шланги после ослабления хомутов.
8. Отвинтите верхний щиток двигателя и снимите его (1, 2, 3 – винт).
9. Снимите шланг вентиляции двигателя на крышке головки цилиндров, а также шланг всасываемого воздуха от корпуса воздушного фильтра и турбонагнетателя, для этого ослабьте и сдвиньте назад хомуты.
10. Отвинтите выпускной коллектор на головке блока цилиндров. При этом сначала равномерно ослабьте болты снаружи внутрь сначала на пол-оборота, затем полностью ослабьте. Отвинтите выпускной коллектор (3 болта) на турбонагнетателе.
Внимание! Накройте отверстия турбонагнетателя чистой тряпкой и следите, чтобы никакие посторонние предметы не попали в нагнетатель, так как могут возникнуть серьезные повреждения двигателя.
11. Снимите прокладки выпускного коллектора на двигателе. Учтите установочное положение: скобы прокладок обращены от двигателя.
12. Снимите впускной коллектор на головке цилиндров.
13. Для этого отключите кабель на датчике температуры нагнетаемого воздуха, отключите вакуумный шланг на клапане возврата отработавших газов и на нижней стороне впускного коллектора.
14. Ослабьте трубку нагнетаемого воздуха и отключите ее.
15. Отвинтите впускной коллектор на головке цилиндров и на держателе и снимите с прокладками.
16. Клапан возврата отработавших газов с прокладкой отвинчивать не нужно.
17. Отвинтите трубопроводы впрыска с помощью прорезанного накидного ключа от ТНВД и форсунок.
Внимание! Не изменяйте форму изгиба трубопроводов.
18. Отключите шланг охлаждающей жидкости от корпуса термостата, для этого нужно ослабить хомут шланга.
19. Снимите мультиребристый клиновой ремень.
20. Снимите натяжитель мультиребристого клинового ремня. Для этого отвинтите болты (1 и 2) демпфера, а также пробку (3), при снятии и установке следите за прокладкой.
Внимание! Демпфер натяжителя можно хранить только в стоячем положении. Если случайно нарушены правила хранения, его можно снова сделать пригодным, несколько раз сжав его в вертикальном положении.
21. Отвинтите болты (1) и (2).
Установка
1. Снимите прокладку (1) головки цилиндров. Толщина прокладки обозначена отверстиями. Имеются прокладки с 2 и 3 метками. Должна устанавливаться прокладка прежней толщины.
2. Если были проведены работы на кривошипно-шатунном механизме, толщина прокладки должна быть определена заново (выполняется с мастерской).
3. Очистите уплотнительную поверхность блока цилиндров подходящим шабером.
4. Следите, чтобы грязь не попала в отверстия блока цилиндров.
5. Закройте отверстия тряпкой.
Внимание! Отверстия болтов головки цилиндров должны быть свободны от масла и остатков охлаждающей жидкости. Продуйте отверстия сжатым воздухом или оберните отвертку тряпкой и просушите отверстия. Иначе при ввинчивании возникает давление, что может привести к растрескиванию блока цилиндров или неправильному моменту затяжки.
6. Очистите уплотнительную поверхность головки цилиндров.
7. Проверьте ровность поверхности блока и головки цилиндров.
Внимание! Уплотнительные поверхности обрабатываться не могут.
8. Правильно вставьте направляющие втулки (1 и 2).
9. Вставьте новую уплотнительную планку (2) в паз уплотнительной поверхности блока цилиндров (1 – соединение).
10. На место соединения нанести герметик OPEL 15 03 294.
11. Наложите новую прокладку головки прежней толщины. Надпись "ТОР" должна быть обращена вверх к головке цилиндров. Каналы не должны быть закрыты прокладкой.
12. Перед установкой головки цилиндров убедитесь, что метка (1) звездочки ТНВД обращена вверх.
13. В противном случае удалите проверочный стержень на маховике и проверните коленвал на 1 оборот вперед, пока метка не будет обращена вверх и проверочный стержень можно будет вставить снова.
14. Если снимался распредвал, после установки вала следует сделать паузу 10 минут, прежде чем установить головку. Иначе гидротолкатели не успеют сесть и будет существовать опасность столкновения поршней с клапанами.
15. Осторожно установите головку на прокладку с помощью ассистента. При этом распредвал должен быть зафиксирован в положении ВМТ поршня 1-го цилиндра.
16. Проведите цепь через головку.
17. Используйте новые болты головки цилиндров.
18. Покройте болты моторным маслом на резьбе и поверхностях прилегания их головок.
19. Затяните болты с помощью динамометрического ключа крест-накрест изнутри наружу с усилием 80 Н·м.
20. На втором проходе ослабьте болты по спирали изнутри наружу на 180° (1/2 оборота).
21. На третьем проходе затяните болты крест-накрест по спирали изнутри наружу с усилием 50 Н·м.
22. На четвертом проходе доверните болты на 90° дальше (1/4 оборота).
23. На пятом проходе доверните болты еще на 90°.
24. Чтобы точно выдерживать угол 90°, целесообразно нанести соответствующие маркировки на крышку картера распредвала.
25. Для этого установите ключ на болт и на расстоянии 90° нанесите отметку мелом, при необходимости вырежьте из картона шаблон 90°.
26. Такой шаблон имеется и у фирмы HAZET 6690.
Внимание! После сборки двигателя и 25 минут прогрева болты головки цилиндров следует подтянуть на 90°.
27. Ввинтите штифт крепления верхней направляющей планки приводной цепи.
28. Отвинтите болт крепления от блока цилиндров.
29. Подключите штекеры к свечам накаливания и обоим датчикам температуры охлаждающей жидкости.
30. Подключите штекер датчика начала впрыска на форсунке 4-го цилиндра.
31. Установите цепь на звездочку.
32. Затяните рукой маслораспылительное сопло.
33. Отожмите натяжитель цепи рычагом КМ-822, при этом вытяните штифт крепления (2) (1 – болт).
34. Проверьте фазы газораспределения при помощи специального приспособления (1). Коленвал находится в положении ВМТ поршня 1-го цилиндра. Одновременно регулировочное приспособление должно с обеих сторон прилегать к уплотнительной поверхности головки цилиндров.
Внимание! Это относится только к новым приводным цепям или имеющим пробег до 20 000 км.
35. Для цепей, прошедших более 20 000 км, в качестве компенсации удлинения на стороне впуска под стопорное приспособление (1) нужно подложить прокладку (плоский щуп) (I) толщиной 4,61 мм. Это соответствует углу 2° (II), на который повернут распредвал.
36. В этом положении привинтите звездочку с новым маслораспылительным соплом (1 – канал).
37. Удерживая распредвал за шестигранник гаечным ключом, затяните болт с усилием 20 Н·м., затем доверните на 35° жестким ключом.
38. Чтобы точно выдерживать угол 35°, целесообразно нанести соответствующие маркировки на головке цилиндров. Для этого установите ключ на болт и на расстоянии 35° нанесите отметку мелом, при необходимости вырезать из картона шаблон. Такой шаблон имеется и у фирмы HAZET 6690.
39. Удалите стопорные приспособления на коленчатом и распределительном валах и проверните коленвал на 2 оборота.
40. Снова вставьте проверочный стержень в маховик (1 – штифт).
41. Теперь должно вставляться и проверочное приспособление распредвала, так же, как до затяжки звездочки.
42. При необходимости повторите регулировку.
43. Вставьте вакуумный насос с новым уплотнением круглого сечения и новым болтом (2), при этом приводные кулачки входят в звездочку распредвала (1 – болт).
44. Смажьте уплотнение перед установкой вазелином или силиконовой смазкой. Подключите вакуумный трубопровод.
45. Установите топливопроводы на топливный фильтр.
46. Подключите верхний шланг от радиатора к головке цилиндров, а также шланг охлаждающей жидкости отопителя от трубки, закрепите хомутами.
47. Привинтите натяжитель мультиребристого клинового ремня.
48. Привинтите демпфер на головке цилиндров с усилием 40 Н·м., на направляющем рычаге с усилием 20 Н·м.
49. Привинтите пробку на пальце и затяните с усилием 20 Н·м.
50. Привинтите болты.
51. Привинтите трубопроводы впрыска на ТНВД и форсунках с усилием 25 Н·м.
52. Установите выпускной коллектор, замените все прокладки.
53. Скобы прокладок между выпускным коллектором и головкой цилиндров направлены от головки. Привинтите выпускной коллектор на турбонагнетателе (3 болта) с усилием 45 Н·м., на головке цилиндров с усилием 25 Н·м., затягивайте болты крест-накрест изнутри наружу.
54. Привинтите впускной коллектор на головке цилиндров с усилием 25 Н·м., замените все прокладки.
55. Привинтите на впускном коллекторе опору корпуса масляного фильтра и трубопровод клапана возврата отработавших газов с усилием 25 Н·м.
56. Вставьте вакуумный шланг с угловым элементом на усилителе тормоза.
57. Подключите тонкие вакуумные трубопроводы на обратном клапане вакуумного шланга.
58. Установите крышку головки цилиндров с новой прокладкой (1) и привинтите изнутри наружу с усилием 15 Н·м. Соблюдайте установочное положение прокладки на задней стороне головки цилиндров.
59. Подключите шланг вентиляции картера, закрепите его хомутом.
60. Привинтите держатель трубопровода охлаждающей жидкости на крышке головки цилиндров.
61. Установите шланг вентиляции картера на крышке головки цилиндров, а также шланг всасываемого воздуха от корпуса воздушного фильтра и турбонагнетателя, закрепите хомуты.
62. Установите верхний щиток двигателя.
63. Привинтите трубу нагнетаемого воздуха на головке цилиндров, установите воздушные шланги, закрепите хомутами.
Автомобили с кондиционером
Снятие
1. Снимите вентилятор с вязкостной муфтой и воздушный диффузор на радиаторе.
2. Отключите верхний шланг охлаждающей жидкости (1) от радиатора на головке цилиндров, а также шланг охлаждающей жидкости отопителя от трубки (2) после ослабления шланговых хомутов.
3. Снимите оба топливопровода (1 и 2) на топливном фильтре. Подающий трубопровод немного толще возвратного.
4. Соберите вытекающее топливо толстой тряпкой.
5. Освободите трубопроводы от креплений и слегка приподнимите, отверните топливопроводы примерно на 130° против часовой стрелки. Следите, чтобы трубопроводы не согнулись.
6. Отвинтите держатель (1) трубопровода охлаждающей жидкости от крышки головки цилиндров.
7. Отключите шланг вентиляции двигателя от крышки головки цилиндров, для этого ослабьте хомут шланга.
8. Отвинтите и снимите крышку головки цилиндров.
9. Отключите все кабельные штекеры.
10. Отвинтите болты (1 и 2) на вакуумном насосе.
11. Отключите вакуумный трубопровод.
Внимание! Болт (2) одновременно служит для крепления верхней направляющей планки цепи. Он должен всегда заменяться, так как для фиксации имеет микронасечку.
12. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ.
13. Для этого установите коробку передач в нейтральное положение и затяните ручной тормоз. Установите на центральный болт ременного шкива изогнутый накидной ключ или торцевую головку с трещеткой.
14. Медленно проверните коленвал рукой по часовой стрелке, пока кулачки первого цилиндра не будут одновременно обращены вверх.
15. В этом положении проверочный стержень (1) (OPEL KM-813) через отверстие в блоке цилиндров можно вставить в отверстие в маховике.
16. Можно воспользоваться и другим подходящим стержнем, например, сверлом.
17. Удалите имеющуюся пробку и ставьте стержень.
Внимание! Вставляйте стержень только для проверки положения ВМТ, не используйте его для фиксации коленвала.
18. Зафиксируйте распредвал стопорным приспособлением OPEL KM-811 (1). Приспособление должно прилегать обеими сторонами к уплотнительной поверхности крышки головки цилиндров. Оно удерживает распредвал в положении ВМТ поршня 1-го цилиндра. Если такого приспособления нет, изготовьте подобное приспособление самостоятельно.
19. Установите рычаг КМ-822 (1) между верхней планкой натяжителя и пальцем крепления и отожмите натяжную планку в направлении стрелки (2 – место установки). При этом ослабляется приводная цепь.
20. При ослаблении приводной цепи рычагом (1) можно вставить штифт крепления КМ-823 в отверстие натяжителя (2 – расположение).
21. Предварительно отвинтите пробку в месте установки штифта. Натяжитель цепи фиксируется штифтом. Удерживайте распредвал за шестигранник гаечным ключом.
22. Отвинтите маслораспылительное сопло (1) от звездочки распредвала.
23. Снимите звездочку.
24. Отвинтите болты корпуса привода распределительного механизма.
25. Отвинтите гайку (1) крепления шпильки на корпусе привода распредвала.
26. Отвинтите болт (1) крепления от блока цилиндров.
27. Отключите штекеры от свечей накаливания и от обоих датчиков температуры охлаждающей жидкости на головке цилиндров.
28. Отключите штекер датчика начала впрыска на форсунке 4-го цилиндра (4-й цилиндр спереди).
29. Отвинтите штифт (1) крепления верхней направляющей планки цепи.
30. Ослабьте болты головки цилиндров в определенной последовательности снаружи внутрь сначала на пол-оборота, затем еще на пол-оборота.
31. Снимите головку цилиндров с помощью ассистента.
Внимание! При снятии следите, чтобы не была повреждена верхняя направляющая планка приводной цепи и цепь не осталась висеть на головке цилиндров. Положите головку на деревянную доску, чтобы не повредить уплотнительную поверхность.
Установка
1. Установите вентилятор с вязкостной муфтой и воздушный диффузор на радиаторе.
2. Проверьте все штекеры и шланги, при необходимости подключите.
3. Залейте охлаждающую жидкость.
4. Установите мультиребристый клиновой ремень.
5. Проверьте уровень масла в двигателе, при необходимости долейте. Если головка цилиндров снималась из-за неисправной прокладки головки, замените масло и масляный фильтр, так как в моторном масле может находиться охлаждающая жидкость.
6. Подключите кабель массы к батарее. Установите время на часах, задайте защитный код радиоприемника.
Внимание! Выньте проверочный стержень и закройте отверстие пробкой.
7. Установите нижний щиток двигательного отсека.
8. Запустите двигатель и прогрейте в течение 25 минут.
9. Снимите головку цилиндров.
10. Доверните болты головки цилиндров изнутри наружу в определенной последовательности жестким ключом на 90° (1/4 оборота), не ослабляя их предварительно.
11. Привинтите держатель трубопровода охлаждающей жидкости на крышке головки цилиндров.
12. Установите шланг вентиляции картера на крышке головки цилиндров, а также шланг всасываемого воздуха от корпуса воздушного фильтра и турбонагнетателя, закрепите хомутами.
13. Привинтите верхний щиток двигателя.
14. Привинтите трубку нагнетаемого воздуха на головке цилиндров, установите воздушные шланги, закрепите хомутами.