Вкладыши коренных подшипников рекомендуется заменять вне зависимости от их состояния.
1. Установка коленчатого вала является первым шагом процедуры собственно сборки двигателя. Подразумевается, что на данном этапе коленчатый вал и блок двигателя уже должным образом вычищены, проверены и подвергнуты необходимому восстановительному ремонту.
2. Переверните двигатель вверх дном.
3. Отдайте крепежные болты, снимите крышки коренных подшипников и разложите их на верстаке в порядке установки на двигателе.
4. Если еще не проделали этого, извлеките из своих постелей в блоке и крышках старые вкладыши коренных подшипников. Протрите постели чистой неворсящейся ветошью — они должны быть безукоризненно чистыми.
Проверка рабочих зазоров коренных подшипников
Старайтесь не прикасаться к поверхностям новых вкладышей голыми руками во избежание нежелательного контакта подшипников со всегда присутствующими на пальцах следами масла и химически агрессивных веществ.
1. Протрите спинки новых вкладышей коренных подшипников и вложите оборудованные масляной канавкой половинки в свои постели в блоке (если используются старые вкладыши, проследите, чтобы они укладывались строго на свои прежние места). Оставшиеся половинки вкладышей вложите в соответствующие крышки подшипников. Проследите, чтобы язычки вкладышей вошли в ответные посадочные пазы в постелях блока и крышек. Масляные отверстия в блоке должны оказаться правильным образом совмещенными с отверстиями во вкладышах.
Ни в коем случае производите попыток застучать неподдающийся установке вкладыш в свою постель молотком. Ничем не смазывайте подшипники на данном этапе!
2. Помните, что оснащенный упорными полукольцами комбинированный вкладыш укладывается в верхнюю постель третьего коренного подшипника на всех двигателях, кроме дизеля 1.7 л DOHC, где упорным является второй подшипник, причем в последнем случае полукольца поставляются как отдельные компоненты и должны укладываться в специальные вырезы в постели подшипника маслосгонными канавками наружу.
3. Протрите поверхности подшипников в блоке и коренные шейки коленчатого вала чистой неворсящейся ветошью.
4. Проверьте проходимость масляных отверстий вала, в случае необходимости прочистите их. Любые содержащиеся в маслотоках посторонние частицы, в конце концов, неизбежно попадают в подшипники.
5. Тщательно протертый коленчатый вал аккуратно уложите в коренные подшипники блока (не используйте никакую смазку).
6. Прежде чем устанавливать вал окончательно, необходимо проверить величины рабочих зазоров в его коренных подшипниках.
7. Нарежьте калиброванную пластмассовую проволоку из измерительного набора Plastigage отрезками, длиной чуть короче ширины вкладышей, и уложите по одному кусочку проволоки вдоль каждой из коренных шеек вала, параллельно их оси.
8. Протрите поверхности вкладышей в крышках и установите последние на свои штатные места (проследите за правильностью ориентации маркировки). Постарайтесь не сдвигать уложенные вдоль шеек вала отрезки калиброванной проволоки. Слегка смажьте маслом резьбу крепежных болтов и вверните их, зафиксировав крышки.
9. Двигаясь по спирали от центра наружу, в три этапа затяните болты крепления крышек с требуемым усилием (см. Спецификации), — не допускайте проворачивания вала в процессе затягивания крепежа!
10. Выверните болты и осторожно снимите крышки коренных подшипников. Сложите снятые крышки в порядке расположения их на двигателе. Постарайтесь не повредить расплющенную калиброванную проволоку и не проворачивайте вал. Если какая-либо из крышек не поддается снятию, для освобождения аккуратно обстучите ее молотком с мягким бойком.
11. По ширине расплющенных нитей, измеренной по шкале, нанесенной на упаковку набора Plastigage, определите величину рабочих зазоров подшипников. Сравните результаты измерений с требованиями (см. Спецификации).
12. Если величина зазора выходит за допустимые пределы, возможно, были установлены вкладыши не того типоразмера (см. Проверка состояния коренных и шатунных подшипников коленчатого вала). Прежде чем подыскивать новые вкладыши, удостоверьтесь, что под вложенные на данном этапе не попали посторонние частицы. Если калиброванная проволока расплющена с одного конца больше чем с другого, это свидетельствует о наличии конусности шейки (см. Проверка состояния коленчатого вала).
13. Осторожно удалите расплющенную калиброванную проволоку с шеек, соскоблив все ее следы каким-нибудь не слишком прочным инструментом (например, краем старой кредитной карточки). В крайнем случае, можно воспользоваться собственным ногтем, — главное, чтобы на поверхности шеек/ вкладышей не осталось царапин и задиров.
Окончательная установка коленчатого вала
1. Осторожно извлеките коленчатый вал из двигателя.
2. Протрите поверхности подшипников в блоке и равномерно смажьте их тонким слоем молибденсодержащей или сборочной двигательной смазки. Не забудьте также смазать также упорные поверхности.
Старайтесь не допустить попадания смазки на спинки вкладышей!
3. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты шеек коленчатого вала, затем смажьте (той же смазкой или чистым двигательным маслом) контактирующие с сальниками поверхности цапф. Уложите вал на свое штатное место. Протрите и смажьте вкладыши в крышках подшипников. Проследите, чтобы упорные вкладыши были уложены в постели соответствующих подшипников в блоке (см. выше Проверка рабочих зазоров коренных подшипников, п.2).
4. Установите крышки подшипников на двигатель. На всех двигателях, кроме дизеля 1.7 л DOHC, сначала устанавливаются крышки 1-го и 4-го подшипников (первым является подшипник, ближайший к приводу ГРМ), — проследите, чтобы нанесенная на крышки маркировка читалась при взгляде на двигатель сзади. Боковые канавки в крышке 5-го (заднего) подшипника перед установкой следует заполнить герметиком типа № 90485251. На дизельных двигателях 1.7 л DOHC порядок тот же (без пятой крышки), однако, сопрягаемые поверхности первой крышки перед установкой следует слегка смазать герметиком, выбитые на крышках стрелки должны указывать в сторону привода ГРМ.
5. Слегка смажьте резьбовую часть и нижние поверхности головок крепежных болтов чистым двигательным маслом, затем вверните и от руки затяните болты.
6. Двигаясь по диагонали от центра к краям, равномерно затяните все болты с усилием первой стадии, затем, в том же порядке дотяните их на углы стадий 2 и 3 (см. Спецификации), — воспользуйтесь угломерной насадкой, либо нанесите краской или маркером опорные метки. Дотянув болты, набейте еще немного герметика в канавки задней крышки, пока он не станет из них выжиматься, — излишки протрите чистой ветошью.
7. Постучите по торцам цапф вала молотком через латунную или свинцовую выколотку с целью выравнивания упорных поверхностей и усадки вала перед окончательным затягиванием крепежа.
8. Несколько раз проверните коленчатый вал вручную, проверяя свободу его вращения.
9. В заключение при помощи щупа лезвийного типа или циферблатного измерителя определите величину осевого люфта вала (см. Снятие коленчатого вала). Если упорные поверхности вала не изношены и не повреждены, а подшипники заменены новыми, величина люфта не должна выходить за пределы допустимого диапазона.
10. Установите шатунно-поршневые сборки (см. Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала).
11. При соответствующей комплектации посадите в заднюю цапфу коленчатого вала новую направляющую втулку первичного вала коробки передач.
12. На дизельных двигателях 1.7 л DOHC произведите замену переднего сальника, удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости сопрягаемых поверхностей его корпуса и блока цилиндров. Смажьте сопрягаемые поверхности герметиком, проверьте наличие на своих местах направляющих втулок и прижмите корпус сальника к блоку. Смазав герметиком резьбовую часть крепежных болтов, вверните их в свои отверстия и затяните с требуемым усилием. Установите задний сальник.
13. На прочих двигателях установка новых сальников коленчатого вала производится в соответствии с инструкциями, изложенными в соответствующих разделах (см. Процедуры ремонта бензиновых двигателей SOHC без извлечения их из автомобиля , Процедуры ремонта бензиновых двигателей DOHC без извлечения их из автомобиля или Процедуры ремонта дизельных двигателей 1.7 л и 2.0 л без извлечения их из автомобиля).
14. При соответствующей комплектации установите на крышки коренных подшипников литую мостовую связку, вверните и затяните с требуемым усилием болты ее крепления.
15. Дальнейшая сборка двигателя производится в соответствии указаниями, приведенными в соответствующих разделах (см. Процедуры ремонта бензиновых двигателей SOHC без извлечения их из автомобиля , Процедуры ремонта бензиновых двигателей DOHC без извлечения их из автомобиля или Процедуры ремонта дизельных двигателей 1.7 л и 2.0 л без извлечения их из автомобиля).