Замена башмаков должна производиться одновременно на обоих тормозных механизмах. Помните, что вырабатываемая в процессе работы тормозных механизмов пыль может содержать чрезвычайно вредный для здоровья человека асбест. Ни в коем случае не сдувайте пыль сжатым воздухом и не вдыхайте ее, — при обслуживании механизмов надевайте защитную маску или респиратор. Ни в коем случае не используйте для протирки компонентов тормозной системы бензином или растворителями на нефтяной основе, —применяйте только фирменные чистящие средства или метиловый спирт!
Одновременно с заменой тормозных башмаков должна производиться также замена их стяжных и направляющих пружин, которые в результате постоянных циклических механических и тепловых нагрузок со временем растягиваются/ проседают, прекращая развивать требуемое усилие, что ведет к прихватыванию тормозов и ускорению износа барабанов.
Разборку тормозных механизмов правильно производить поочередно, — собранный механизм в случае необходимости может быть использован в качестве образца при сборке демонтированного.
1. Снимите задний тормозной барабан (см. Снятие, проверка состояния и установка тормозного барабана).
2. Сметите с компонентов тормозного механизма скопившуюся на из поверхностях пыль (см. предупреждение в начале).
3. В нескольких местах измерьте толщину фрикционных накладок башмаков. Если результат хотя бы одного из измерений превышает предельное допустимое значение (см. Спецификации), все четыре башмака подлежат замене.
4. Замасленные башмаки подлежат замене в обязательном порядке, — предварительно устраните причину развития утечки.
5. Постарайтесь запомнить порядок установки компонентов тормозного механизма, — правильнее будет произвести зарисовку.
6. Отсоедините и снимите верхнюю стяжную пружину.
7. Снимите держатель и отсоедините регулировочный рычаг в сборе со своей пружиной.
1 - Пружина регулировочного рычага; 2 - Держатель; 3 - Регулировочный рычаг; 4 - Верхняя стяжная пружина
8. Слегка разведите верхние концы башмаков в стороны и снимите установленную между ними регулировочную разжимную планку.
9. При помощи специального приспособления КМ-346 или подходящих плоскогубцев разверните тарелки держателей направляющих пружин башмаков таким образом, чтобы последние оказались отпущенными.
10. Отсоедините нижнюю стяжную пружину (9) от заднего башмака и снимите ее в сборе с передним (8).
11. Снимите заднюю колодку (10) с анкерного пальца и отсоедините ее от приводного троса стояночного тормоза (11).
12. Не нажимайте на педаль ножного тормоза при снятых башмаках тормозных механизмов, - для надежности стяните поршни колесного цилиндра проволочным или пластмассовым бандажом.
13. Если оба тормозных механизма разобраны одновременно, постарайтесь не перепутать их компоненты, — регулировочные планки правого и левого механизмов промаркированы литерами L и R соответственно. На прочие детали левого тормозного механизма нанесены цветные метки, правого — серебристые.
14. Разберите и очистите регулировочную планку, смажьте резьбу штока силиконовой смазкой.
15. Поверьте состояние стяжных пружин. Поврежденные коррозией и растянутые пружины подлежат замене.
Установка ослабших пружин может привести к блокировке тормозов!
16. В случае необходимости перенесите на новый башмак исполнительный рычаг стояночного тормоза. Рычаг приклепывается к башмаку, либо крепится при помощи штифта, — заклепку следует высверлить. Возможно, придется переставить со старого башмака на новый также и ось регулировочного рычага с фиксатором.
17. Снимите резиновые пыльники с колесного цилиндра и проверьте его на наличие признаков развития утечек. Проверьте свободу хода обоих поршней, в случае необходимости произведите соответствующий восстановительный ремонт (см. Снятие, восстановительный ремонт и установка суппортов дисковых тормозных механизмов передних колес).
18. Перед установкой очистите тормозной щит. Высокотемпературной смазкой смажьте контактирующие с движущимися компонентами тормозного механизма поверхности щита, а также поршни колесного цилиндра, — постарайтесь не допустить попадания смазки на фрикционные накладки.
19. Зацепите наконечник троса ручника за крюк на рычаге башмака, — проследите, чтобы трос попал в направляющую на тормозном щите. Установите на тормозной щит задний башмак.
20. Установите анкерный палец и направляющую пружину заднего башмака и зафиксируйте компоненты держателем.
21. Подсоедините нижнюю стяжную пружину к заднему башмаку, затем зацепите за нее передний башмак и установите последний на свое штатное место, введя его в зацепление с направляющей.
3 - Направляющая; 4 - Нижняя стяжная пружина
22. Установите направляющую пружину и зафиксируйте ее держателем.
23. До упора вверните резьбовой шток в вильчатую часть регулировочной разжимной планки, до предела укоротив последнюю. На пол-оборота выверните зубчатое колесо и проверьте свободу его вращения.
24. Установите планку между башмаками, длинным концом к заднему башмаку.
25. Зацепите рычаг регулировочного механизма за зубчатое колесо храпового механизма разжимной планки.
26. Затем посадите рычаг на ось и зафиксируйте его в данном положении держателем.
27. Снимите обвязку с поршней колесного цилиндра. Удостоверьтесь в правильности совмещения башмаков с поршнями и установите верхнюю стяжную пружину.
- A — Подсоединение верхней стяжной пружины к заднему башмаку
- B — Подсоединение верхней стяжной пружины к переднему башмаку
A.
B.
28. Установите пружину регулировочного механизма.
29. Удостоверьтесь, что стопорный штифт приводного рычага стояночного тормоза уперся в ребро башмака и установите на место тормозной барабан (см. Снятие, проверка состояния и установка тормозного барабана).
30. Действуя в аналогичной манере, произведите обслуживание второго тормозного механизма,
31. Установив оба барабана, при полностью отпущенном стояночном тормозе 20—25 раз выжмите педаль ножного тормоза, попросив помощника прислушаться к исправности срабатывания регулировочных механизмов.
32. Произведите регулировку привода стояночного тормоза (см. Регулировка привода стояночного тормоза).
33. В заключение проверьте уровень тормозной жидкости в резервуаре ГТЦ, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку (см. Главу Текущее обслуживание).
Полная эффективность торможения после замены башмаков достигается только после 100—150 км пробега, — избегайте резких торможений!