Рис. 3-4. Детали блока цилиндров: 1 - блок цилиндров; 2 - прокладка масляного картера; 3 - масляный картер; 4 - сливная пробка; 5 - прокладки; 6 - передней крышка блока цилиндров вместе с масляным насосом; 7 - держатель заднего сальника коленчатого вала; 8 - задняя крышка блока цилиндров
Предусмотрена возможность расточки цилиндров под ремонтные поршни групп А, С и Е, увеличенные по диаметру на 0,4 мм. Конусность и овальность зеркал цилиндров в эксплуатации не должны превышать 0,05 мм. Допуск плоскостности поверхности сопряжения блока с головкой цилиндров 0,1 мм. По диаметру расточки в блоке под вкладыши коренных подшипников блоки разбиты на две размерные группы А и В через 0,009 мм. размеры которых составляют соответственно 56,717-56,726 и 56,726-56,735 мм. Ширина задней опоры (без упорных полуколец) 23,12-23,20 мм. Поршни отлиты из алюминиевого сплава. Днища поршней охлаждаются маслом, подаваемым через форсунки в нижней части блока цилиндров. В днищах поршней выполнены камеры сгорания, на юбки поршней нанесен слой дисульфида молибдена. По диаметру поршни разбиты на пять размерных групп, указанных в таблице 3-1, по диаметру отверстия под поршневой палец — на две группы.
Таблица 3-1. Размерные группы новых поршней и цилиндров
Группа | Диаметр цилиндра, мм | Диаметр поршня*, мм | Зазор, мм |
А | 82,600-82.609 | 82,530-82,539 | 0,06-0,08 |
В | 82,610-82,819 | 82,540-82,549 | |
С | 82,620-82,629 | 82,550-82,559 | |
D | 82,630-82,639 | 82,560-82,569 | |
Е | 82,640-82,649 | 82,570-82,580 |
По массе поршни одного двигателя не должны различаться более чем на 5 г. Выступание поршней над плоскостью блока цилиндров 0,8-1,2 мм.
Поршневые пальцы плавающие, изготовлены из стали, термически обработаны и прошлифованы. От осевого перемещения пальцы удерживаются пружинными стопорными кольцами. Натяг между пальцем и бобышкой поршня 0,003-0,009 мм, зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна — 0,014-0,020 мм. В запасные части поставляются поршневые пальцы ремонтного размера диаметром, увеличенным на 0,2 мм.
Поршневые кольца установлены в канавки поршней с зазором. На каждый поршень устанавливается по три кольца: два компрессионных и одно маслосъемное.
Шатун стальной, кованый, со стержнем двутаврового сечения, с крышкой нижней головки прямого сечения. По массе шатуны одного двигателя не должны различаться более чем на 2,5 г.
Втулки верхних головок шатунов бронзовые, запрессованы в верхнюю головку шатунов с натягом 0,0480,121 мм. Внутренний диаметр нижней головки 53,897-53,913 мм.
Коленчатый вал пятиопорный, с четырьмя противовесами. По диаметру коренных и шатунных шеек коленчатые валы разбиты на две размерные группы А и В через 0,009 мм. При ремонте шейки коленчатого вала можно перешлифовать с уменьшением диаметра на 0,254 и 0,508 мм. От осевого перемещения коленчатый вал удерживается упорными полукольцами толщиной 2,347-2,363 мм, которые устанавливаются в торцах гнезда 5-го коренного подшипника в блоке. В запасные части полукольца поставляются размером, увеличенным по толщине не 0,127 мм. Осевой зазор коленчатого вала должен находиться в пределах 0,049-0,211 мм. Размер между опорными поверхностями упорных полуколец 27,975-28,025 мм.
Маховик крепится к фланцу коленчатого вала шестью болтами, которые расположены по окружности через неравномерные промежутки. На его обод насажен зубчатый венец для пуска двигателя стартером.
Рис. 3-2. Детали кривошипношатунного механизма: 1 - коленчатый вал; 2 - вкладыши коренных подшипников коленчатого вала; 3 - упорные полукольца; 4 - центрирующая втулка первичного вала КП; 5 - маховик двигателя; 6 - вкладыши шатунных подшипников; 7 - шатун; 8 - болт крышки шатуна; 9 - втулка верхней головки шатуна; 10 - поршневой палец; 11 - стопорное кольцо; 12 - поршень; 13, 14 - компрессионные кольца; 15 - маслосъемное кольцо