Установить на стенд чистый блок цилиндра. Убедиться в наличии масляных форсунок в блоке цилиндров. Протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышках коренных подшипников. Установить в гнезда блока цилиндров вкладыши с канавкой, а в крышки коренных подшипников — вкладыши без канавки.
Протереть вкладыши салфеткой и смазать их моторным маслом. Протереть салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смазать их моторным маслом и установить вал в блок цилиндров. Смазать маслом и вставить в гнезда заднего коренного подшипника упорные полукольца канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала.
Установить крышки коренных подшипников в соответствии с нанесенными на их наружные поверхности метками, завернуть и затянуть болты крепления крышек моментом 11,3 кгс·м. Провернуть коленчатый вал, при этом вал должен свободно вращаться при небольшом усилии. Проверить осевой свободный ход коленчатого вала.
Подобрать поршни к цилиндрам по размерным группам и по массе. Подобрать поршневые пальцы по втулке верхней головки шатуна (размерная группа пальца указана цифрой на наружной поверхности одной из бобышек поршня, размерная группа втулки маркирована цифрой у верхней головки шатуна). Соединить поршень с шатуном, при этом метка номера цилиндра на кривошипной головке шатуна и выемка на юбке поршня должны быть обращены в одну сторону. С помощью приспособления надеть поршневые кольца на поршень. Кольца в канавках должны свободно перемещаться. Развести стыки колец через 120°.
Протереть салфеткой шатуны и их крышки. Протереть и вставить в них вкладыши. Надеть на шатунные болты предохранительные наконечники, которые одновременно предотвращают выпадение верхнего вкладыша. Смазать моторным маслом поршень и цилиндр. Сжать поршневые кольца приспособлением или, используя конусное кольцо, вставить поршень в цилиндр, при этом номер цилиндра на кривошипной головке шатуна должен быть направлен в противоположную от ТНВД сторону. Снять предохранительные наконечники с шатунных болтов. Смазать маслом вкладыши шатуна и шейку коленчатого вала. Надеть крышку шатуна так, чтобы номера цилиндров, выбитые на крышке и шатуне, были обращены в одну, противоположную от ТНВД, сторону (рис. 3-8). Затянуть гайки шатунных болтов моментом 2,5 кгс·м, затем довернуть их на 50°. Аналогичным образом установить в цилиндры остальные поршни. Провернуть коленчатый вал, при этом вал должен свободно вращаться при небольшом усилии.
Рис. 3-8. Направление установки шатунов и крышек шатунов в блок цилиндров
Установить переднюю крышку блока цилиндров и держатель заднего сальника коленчатого вала с новыми прокладками, предварительно заменив в них сальники. Установить маховик и затянуть болты крепления маховика моментом 14,2 кгс·м. С помощью индикатора на магнитной подставке измерить выступание поршней относительно плоскости блока цилиндров (рис. 3-3). Определить среднее значение выступания поршней и поставить прокладку головки цилиндров соответствующей толщины. Установить головку цилиндров. В дальнейшем сборка двигателя производится в порядке, обратном разборке.
Рис. 3-3. Измерение выступания поршня относительно плоскости блока цилиндров