Проверка высоковольтной части
Для проверки потребуется простейший разрядник (рис. 193) с двумя парами металлических стержней 2, 5 (электродов), закрепленных на пластине из электроизоляционного материала (пластмасса, текстолит). Нижняя часть стержней вместе с изоляторами 7 по форме и размерам должна соответствовать размерам изолятора и наконечника свечей зажигания. В верхние части стержней завернуты винты 6 с заостренными концами. Зазор между концами винтов можно регулировать вращением винтов.
Рис. 193. Разрядник для проверки высоковольтной части системы: 1 - изоляционное основание; 2 - электроды, соединяемые с проводами свечей зажигания 1-го и 4-го цилиндров; 3 - кожух; 4 - смотровое окно; 5 - электроды, соединяемые с проводами свечей зажигания 2-го и 3-го цилиндров; 6 - регулировочные винты; 7 - изоляционные втулки
При проверке высоковольтной части необходимо соблюдать осторожность. С этой целью сверху разрядник надо закрывать крышкой 3 из изоляционного материала со смотровыми окнами 4. Разрядник крепить на кузове автомобиля.
Отсоедините наконечники проводов от свечей зажигания и присоедините их к электродам разрядника. Провода от 1-й и 4-й свечей соедините с одной парой электродов разрядника, а от 2-й и 3-й свечей — с другой парой электродов. Установите зазор между электродами разрядника 7—10 мм и проверните двигатель стартером.
При малой частоте вращения коленчатого вала будет заметно поочередное «проскакивание» искры между парами электродов 2 и 5. Если искрообразование на разряднике нормальное, то необходимо проверить свечи зажигания.
Если искрообразование отсутствует на одной паре электродов, то надо проверить электрическую цепь от коммутатора до этих электродов: высоковольтные провода, помехоподавительные наконечники, катушку зажигания и соединение катушки с коммутатором.
Когда искрообразование отсутствует на обеих парах электродов разрядника, то следует проверить, подается ли питание на коммутатор, контроллер и катушки зажигания, а также проверить коммутатор, контроллер и датчики НО, УИ, если цепи питания исправны.
Проверка коммутатора
Проверка работоспособности коммутатора должна производиться при помощи прибора диагностирования коммутаторов (разработка СКВ диагностики, г. Рига) или двухканального электронного осциллографа путем измерения параметров входных и выходных импульсов (см. рис. 191). Простейшую проверку можно выполнить с помощью контрольной лампы А12,3 Вт. Для этого отсоединяют низковольтные провода от катушки зажигания, присоединяют к ним лампу и проворачивают двигатель стартером. Мигание лампы укажет на то, что коммутатор выдает импульсы тока.
Если импульсов тока нет только на одной катушке зажигания, то или повреждены провода, соединяющие эту катушку с коммутатором, или неисправен один из каналов коммутатора.
Если импульсов тока нет на обеих катушках, то либо не подается напряжение питания на катушки зажигания, коммутатор или контроллер (по голубому проводу с красной полоской), либо неисправность надо искать дальше. Возможно она находится в коммутаторе, контроллере или в соединениях между ними.
Если имеется заведомо исправный коммутатор, то можно заменить им коммутатор автомобиля и проверить работу системы зажигания. Нормальная ее работа в этом случае укажет на то, что на автомобиле был неисправный коммутатор.
Проверка контроллера
Работоспособность контроллера и точность воспроизведения характеристик углов опережения зажигания проверяется при помощи «Тестера МСУАД» (СКВ диагностики, г. Рига) в соответствии с инструкцией по эксплуатации на тестер. Можно проверить работу контроллера и при помощи двухканального электронного осциллографа по следующей методике.
1. Подключить электронный осциллограф к диагностическим выводам контроллера в следующем порядке:
- на вход усилителя первого канала подать угловые импульсы (штекер 7 контроллера);
- на вход усилителя второго канала подать импульсы начала отсчета (штекер 5 контроллера);
- на вход внешнего запуска развертки осциллографа подать диагностический импульс СЗ (штекер 13 контроллера);
2. Включить «ждущий» режим раз-. вертки осциллографа, синхронизация — переходом из высокого уровня сигнала в низкий (момент искрообразования);
3. Вычислить угол опережения зажигания по формуле
Θ = nУИ·1.4°,
где nУИ — количество переходов сигнала УИ с высокого уровня в низкий и наоборот в диапазоне развертки осциллографа от момента искрообразования до фронта (перехода с низкого уровня в высокий) сигнала НО (в. м. т.); 1,4° — угол поворота коленчатого вала за половину периода угловых импульсов.
Пример. Допустим за время поворота коленчатого вала на угол 0 наблюдается восемь переходов сигнала УИ (см. рис. 191, а), тогда: Θ = 8·1,4 = 11,2°.
Простейшую проверку работоспособности контроллера можно выполнить с помощью индикатора, выполненного по схеме на рис. 194. В индикаторе использованы резисторы типа МЛТ (1 Вт), транзистор типа КТ817Б, а в качестве индикаторной лампы взята автомобильная лампа А12 (3 Вт).
Рис. 194. Схема индикатора для проверки контроллера
Для проверки контроллера соединяют выводы «—» и «+» индикатора с аккумуляторной батареей, отсоединяют колодку штепсельного разъема от коммутатора и присоединяют вход А индикатора к штекеру «5» этой колодки (соединенному с белым проводом). Проворачивают двигатель стартером. Если лампа индикатора вспыхивает, то контроллер выдает импульсы «Выбор канала».
Аналогично проверяют наличие импульсов СЗ, подключив вход индикатора к штекеру «6» (к нему подходит голубой провод) отсоединенной от коммутатора колодки проводов.
Если импульсов нет, то проверяют подается ли напряжение питания к контроллеру и нет ли обрыва в проводах, соединяющих контроллер с коммутатором и с датчиками НО и УИ. Если провода целы и напряжение питания подается на контроллер, а импульсов нет, то необходимо проверить контроллер на стенде.
Для проверки функции управления электромагнитным клапаном ЭПХХ карбюратора отсоединяют зеленый провод от концевого выключателя 8 (см. рис. 190) карбюратора и соединяют наконечник этого провода с корпусом. Затем запускают двигатель и постепенно увеличивают частоту вращения коленчатого вала. При 1750 об/мин (замеряется каким-либо дополнительным тахометром) клапан должен отключиться. Теперь плавно уменьшают частоту вращения. При снижении ее до 1650 об/мин клапан должен включиться.
Устанавливают частоту вращения 2000 об/мин, отсоединяют от корпуса наконечник провода, идущего к концевому выключателю карбюратора, а затем снова соединяют его с корпусом. При отсоединении провода от корпуса клапан должен включаться, а при соединении с корпусом — отключаться.
Момент срабатывания клапана можно определять по характерному щелчку или с помощью вольтметра, подключенного к клапану и корпусу. Если клапан включен, то вольтметр должен показывать напряжение не менее 10 В, а если выключен—то не более 1,5 В.
Проверка катушки зажигания
У катушки зажигания проверяется сопротивление обмоток, нет ли замыкания между обмотками и пробоя изоляции на корпус. Сопротивление первичной обмотки (0,5±0,05) Ом, а вторичной — (11±1,5) кОм.
Пробой изоляции на корпус обнаруживается по прогару или выплавлению пластмассовой оболочки катушки на поверхности, прилегающей к кронштейну крепления.
Проверка датчиков начала отсчета и угловых импульсов. Следует проверить установку датчика. Для нормальной работы датчика необходимо, чтобы зазор между датчиком и вершиной зуба венца маховика (или торцом штифта для датчика НО) находился в пределах 0,3—1,2 мм (рис. 195). Зазор можно определить сняв датчик, замерив расстояние от поверхности картера сцепления до вершины зуба и вычтя из него размер 25 мм.
Рис. 195. Установка датчика угловых импульсов: 1 - венец маховика; 2 - картер сцепления; 3 - датчик
Сопротивление обмотки датчика составляет (400±50). Ом и измеряется омметром. Форма и амплитуда импульсов, генерируемых датчиком, проверяется электронным осциллографом (см. рис. 192).
Грубо оценить наличие генерируемых датчиком импульсов можно с помощью вольтметра переменного тока, проворачивая двигатель стартером.
Сопротивление обмотки датчика и напряжение можно измерять комбинированным прибором (например Ц4317).
Проверка датчика температуры
Датчик проверяют, вставив в бачок с водой или охлаждающей жидкостью, которая может подогреваться. Подключают к датчику источник напряжения питания 12 В и вольтметр (рис. 196). Вольтметр должен быть постоянного тока с пределом измерения 0—5 В и классом точности 1,5 (например, Ц4317). Ток питания датчика температуры задается резистором R1.
Рис. 196. Схема проверки датчика температуры: 1 - датчик; 2 - вольтметр
Включив подогрев воды, измеряют падение напряжения на датчике при различных температурах в бачке. Падение напряжения не должно отличаться более чем на ±0,1 В от расчетного, определенного по формуле, данной в разд. «Особенности устройства».
Проверка на стенде
Для точной функциональной проверки элементов микропроцессорной системы управления двигателем необходимо пользоваться специальным стендом, состоящим из имитатора маховика двигателя 21083 и элементов системы МСУД, соединенных при помощи жгута проводов в соответствии с рис. 190.
Имитатор маховика представляет собой алюминиевый диск с напрессованным зубчатым венцом маховика двигателя 21083 и с закрепленным на диске маркерным штифтом для датчика НО. Диск установлен на валу электродвигателя и закрыт металлическим кожухом с отверстиями для датчиков НО и УИ. Для проверки параметров датчиков посадочные места под них выполнены так, что с помощью прокладок можно регулировать установочный зазор в пределах 0,3—1,2 мм.
Вместо свечей зажигания на стенде установлены разрядники, аналогичные приведенному на рис. 193.
Стенд комплектуется следующими приборами и оборудованием:
- источником постоянного напряжения 0—15 В, 0—10 А (например, ТЕС-15);
- двухканальным электронным осциллографом (например С1-6И);
- комбинированным измерительным прибором (например Ц4317);
- тестером МСУАД с вакуумным агрегатом (СКВ диагностики, г. Рига);
- прибором для проверки коммутаторов (СКВ диагностики, г. Рига).
В работе по диагностированию микропроцессорной системы управления двигателем необходимо руководствоваться следующими материалами:
- технические условия на контроллеры типа «Электроника МС-2713-01» БК0.305.077 ТУ;
- технические условия на двухканальный коммутатор типа 42.3734— ТУ 37.464.008—85;
- техническое описание и инструкция по эксплуатации на тестер МСУАД;
- техническое описание и инструкция по эксплуатации на прибор проверки коммутатора.