Снятие
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. "Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту").
2. Снимаем головку блока цилиндров (см. "Головка блока цилиндров двигателей 2112 и 21124 (16v) - снятие и установка", или "Головка блока цилиндров двигателей 2111 и 21114 (8v) - снятие и установка").
3. Снимаем поддон картера двигателя (см. "Поддон картера двигателя - снятие и установка, замена прокладки").
4. Снимаем маслозаборник (см. "Маслозаборник - снятие и установка").
5. Поворачивая коленчатый вал за болт крепления его шкива ключом на 17 или 19 мм, устанавливаем поршень первого цилиндра в нижнее положение.
Предупреждение! При отворачивании гаек крышек шатунов на двигателях сдатчиком уровня масла велик риск повредить его, поэтому рекомендуем предварительно снять датчик (см. "Датчик уровня масла - замена").
6. Торцовым ключом на 14 мм отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374578.jpg)
Предупреждение! При разборке шатуна не выпрессовывайте из него болты.
7. Снимаем крышку шатуна.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374579.jpg)
8. Уперев ручку молотка в поршень, выталкиваем его вверх.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374580.jpg)
9. Извлекаем поршень из цилиндра.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374581.jpg)
10. Вынимаем вкладыши из шатуна и его крышки.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374582.jpg)
Предупреждение! Целесообразность замены вкладышей зависит от степени износа шеек коленчатого вала (см. "Блок цилиндров - проверка технического состояния, снятие и установка").
11. Фиксируем поршень в сборе с шатуном за шатун в тисках.
12. Слегка раздвинув замок кольца, снимаем верхнее компрессионное кольцо.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374583.jpg)
13. Аналогичным образом снимаем нижнее компрессионное кольцо.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374584.jpg)
14. Снимаем маслосъемное кольцо...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374585.jpg)
...и его расширитель.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374586.jpg)
Предупреждение! Целесообразность замены колец зависит от степени износа цилиндров (см. "Подбор поршней к цилиндрам блока").
Установка
1. Тщательно очищаем поршень от нагара и отложений. Осматриваем поршень, шатун и палец. Трещины на них недопустимы.
2. Новые кольца подбираем в соответствии с диаметром поршня номинального или ремонтного размера. На кольцах номинального размера обозначения отсутствуют, ремонтные кольца увеличены в диаметре на 0,4 или 0,8 мм и имеют маркировку "40" и "80" соответственно.
Рекомендация. Для установки новых колец на поршень рекомендуем воспользоваться специальным съемником поршневых колец.
3. Перед установкой новых колец набором щупов измеряем зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки, в которую кольцо будет установлено.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374587.jpg)
Таблица 8.3. Допустимый зазор в канавке поршневого кольца
Кольцо | Зазор между кольцом и стенкой канавки, мм |
Верхнее компрессионное кольцо | 0,04-0,075 |
Нижнее компрессионное кольцо | 0,03-0,065 |
Маслосъемное кольцо | 0,02-0,055 |
Если зазор превышает максимально допустимый, поршень подлежит замене.
Маслосъемное кольцо...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374588.jpg)
...и верхнее компрессионное кольцо устанавливаем надписью "ВАЗ" или "ТОР" вверх.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374589.jpg)
Нижнее компрессионное кольцо ориентируем таким образом, чтобы проточкой оно было направлено вниз.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374590.jpg)
4. Кольца надеваем на поршень следующим образом: раздвинув замок кольца (не более чем это требуется для надевания кольца на поршень), заводим на поршень сначала замок, а затем тыльную часть кольца.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374591.jpg)
Новые кольца устанавливаем на поршень, начиная с расширителя маслосъемного кольца. После установки маслосъемного кольца, замок расширителя должен находиться развернутым на 180° относительно замка кольца.
После установки колец на поршень разворачиваем их замками таким образом, чтобы замок верхнего компрессионного кольца располагался под углом в 45° к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца разворачиваем на 180°, а замок маслосъемного кольца на 90° относительно замка верхнего компрессионного кольца.
5. Смазываем свежим моторным маслом поршень, кольца и стенку цилиндра.
6. Надеваем оправку на поршень и обжимаем ею кольца, периодически слегка постукивая ручкой молотка по оправке для самоустановки колец.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374592.jpg)
7. Вытираем насухо постели вкладышей в шатуне и крышке и устанавливаем в нижнюю головку шатуна вкладыши.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374593.jpg)
8. Смазываем внутреннюю поверхность вкладышей и шатунную шейку коленчатого вала чистым моторным маслом. Поворачивая коленчатый вал, переводим шейку в крайнее нижнее положение.
9. Устанавливаем поршень на блок и ориентируем его так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону шкива коленчатого вала.
10. Прижимая оправку к блоку и постукивая ручкой молотка по днищу поршня, утапливаем его в цилиндр, одновременно следя за продвижением шатуна к шейке коленчатого вала.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374594.jpg)
11. Устанавливаем на шатун крышку и затягиваем гайки моментом 43,32-53,5 Н·м (4,42-5,46 кгс·м).
Предупреждение! Крышки шатунов невзаимозаменяемые. На шатуне и его крышке указан номер цилиндра, в который шатун должен быть установлен. На собранном шатуне цифры должны располагаться с одной стороны.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374595.jpg)
Кольца трех других поршней заменяем таким же способом.
После установки всех поршней собираем двигатель в обратной последовательности.