Для выполнения работы потребуются: динамометрический ключ, смотровая яма или эстакада, регулируемый по высоте упор (например, винтовой домкрат), подъемное устройство (таль, тельфер или лебедка грузоподъемностью не менее 100 кг) или второй регулируемый упор. Работу лучше выполнять с помощником.
Замечание. Если подъемного устройства нет, двигатель можно снять вместе с двумя помощниками. Для этого нужна стальная труба диаметром 50-60 мм и длиной 2-2,5 м, а также трос.
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. "Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту").
2. Нутромером проверяем износ стенок цилиндров (см. "Поршень и шатун - замена").
3. Микрометром проверяем износ шатунных шеек коленчатого вала (см. ниже).
Замечание. Дальнейшее выполнение работы необходимо при наличии недопустимого износа цилиндров блока, шатунных шеек коленчатого вала, если есть подозрение на износ коренных шеек коленчатого вала или проворачивание вкладышей коренных подшипников.
4. Ослабив затяжку хомута, снимаем шланг вентиляции картера с патрубка блока цилиндров.
5. Ключом на 10 мм отворачиваем два болта крепления подводящей трубы к блоку цилиндров и отсоединяем ее от блока.
Замечание. Соединение уплотнено прокладкой.
6. Снимаем датчик детонации (см. "Датчик детонации - проверка и замена").
7. Снимаем датчик положения коленчатого вала (см. "Датчик положения коленчатого вала - проверка и замена").
8. Снимаем насос охлаждающей жидкости (см. "Насос охлаждающей жидкости - замена").
9. Снимаем стартер (см. "Стартер - снятие и установка").
10. Снимаем генератор (см. "Генератор - снятие и установка").
Замечание. На 16-клапанных двигателях отсоединяем нижнюю штангу крепления двигателя от поперечины передней подвески (см. "Нижняя штанга крепления двигателей 2112 и 21124 (16v)"), торцовым ключом на 17 мм отворачиваем три болта крепления нижнего кронштейна генератора и снимаем кронштейн в сборе со штангой
11. Устанавливаем регулируемый упор под коробку передач и подвешиваем блок цилиндров к подъемному устройству или устанавливаем регулируемый упор под блок цилиндров. Слегка приподнимаем блок цилиндров, разгружая опоры силового агрегата.
12. Снимаем нижнюю крышку картера сцепления и отворачиваем болты крепления коробки передач к блоку цилиндров (см. "Коробка передач - снятие и установка").
13. Отворачиваем верхнюю гайку болта подушки правой опоры (см. "Правая опора").
14. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем три болта крепления кронштейна правой опоры двигателя к блоку цилиндров.
15. Снимаем кронштейн опоры двигателя в сборе с верхним кронштейном крепления генератора.
16. Торцовым ключом на 15 мм под правым передним крылом автомобиля отворачиваем три болта крепления кронштейна опоры к правому лонжерону.
17. Снимаем кронштейн вместе с правой опорой силового агрегата.
18. Слегка покачивая блок цилиндров, отсоединяем его от коробки передач и вынимаем из моторного отсека.
19. Снимаем маховик (см. "Маховик - снятие и установка").
20. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала и снимаем его.
Замечание. Под держателем установлена прокладка, которую при сборке необходимо заменить.
21. Снимаем масляный насос (см. "Масляный насос - снятие, установка, сборка и разборка").
22. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем по два болта крепления пяти крышек коренных подшипников.
23. Снимаем крышки коренных подшипников.
24. Вынимаем из крышек нижние вкладыши коренных подшипников.
25. Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.
26. Из проточек третьей опоры вынимаем два упорных полукольца.
27. Из опор блока цилиндров вынимаем верхние вкладыши коренных подшипников.
28. Отмываем блок цилиндров от грязи и отложений специальным моющим средством, дизельным топливом или керосином, продуваем масляные каналы.
29. Тонкой медной проволокой прочищаем выходные отверстия масляных форсунок на двигателях 2112, 21124 и 21114.
30. Вытираем блок насухо и осматриваем его. Трещины и выкрашивание металла - недопустимы.
31. Микрометром измеряем коренные шейки коленчатого вала, а также (если это не было сделано ранее на установленном на автомобиле блоке цилиндров) шатунные шейки.
Коленчатый вал подлежит замене либо шлифовке, если износ его шеек более 0,03 мм или овальность шеек более 0,03 мм, или на шейках есть задиры и риски. Предусмотрена возможность шлифовки шеек вала с уменьшением их диаметра на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.
Таблица 8.2. Ремонтные размеры шеек коленчатого вала, мм
Размеры шеек | Коренные шейки | Шатунные шейки |
Номинал | 50,799-50,819 | 47,83-47,85 |
1-й ремонт (-0,25) | 50,549-50,569 | 47,58-47,60 |
2-й ремонт (-0,50) | 50,299-50,319 | 47,33-47,35 |
3-й ремонт (-0,75) | 50,049-50,069 | 47,08-47,10 |
4-й ремонт (-1,00) | 49,799-49,819 | 46,83-46,85 |
Рекомендация. Если цилиндры двигателя были расточены, необходимо промыть блок цилиндров дизельным топливом или керосином и обдуть сжатым воздухом, после чего вытереть вал насухо. После шлифовки шеек коленчатого вала двигателя следует вынуть заглушки выходных отверстий каналов. Также необходимо промыть керосином коленчатый вал и продуть каналы коленчатого вала сжатым воздухом.
Предупреждение! В отверстия каналов устанавливаем новые заглушки.
32. Подбираем соответствующие кольца, пальцы и поршни (см. "Подбор поршней к цилиндрам блока"), а также вкладыши подшипников коленчатого вала (см. выше).
33. Обезжириваем гнезда вкладышей в опорах и крышках коренных подшипников.
34. Укладываем в гнезда опор вкладыши коренных шеек с канавками.
35. В крышки подшипников укладываем вкладыши без канавок.
36. В проточки третьей коренной опоры устанавливаем упорные полукольца. С передней стороны сталеалюминиевое (с внутренней стороны белое, а с наружной желтое), с задней - металлокерамическое (желтое с обеих сторон).
Замечание. Полукольца изготавливаются номинальной и увеличенной на 0,127 мм толщины. Осевое перемещение коленчатого вала должно быть в пределах 0,06-0,26 мм
37. Полукольца устанавливаем канавками наружу (к щекам коленчатого вала).
38. Смазываем шейки коленчатого вала и вкладыши чистым моторным маслом.
39. Укладываем вал в опоры блока цилиндров и устанавливаем крышки коренных подшипников.
Замечание. На крышках рисками обозначены номера подшипников (с 1-го по 5-й). Крышка пятого коренного подшипника обозначена двумя рисками, разнесенными к краям крышки.
При установке в блок крышки должны быть рисками обращены к той стороне блока, на которой устанавливается направляющая указателя уровня масла.
40. Затягиваем болты крепления крышек динамометрическим ключом моментом 68,31-84,38 Н·м (6,97-8,61 кгс·м).
41. Дальнейшую сборку выполняем в обратном порядке.
Рекомендация. Если есть подходящий грузоподъемный механизм, удобнее собрать блок цилиндров, а затем установить его в автомобиль.