Предупреждение. Блок цилиндров отлит из алюминиевого относительно хрупкого сплава, поэтому категорически запрещается шабровка его опорных поверхностей металлическим инструментом. Для этого лучше всего использовать деревянный или пластмассовый шпатель.
Проверить состояние коленчатого вала. Трещины в любом месте вала не допускаются. На поверхностях, сопрягаемых с рабочими коромыслами сальников, не должно быть царапин, забоин и рисок.
Тщательно очистить рабочие поверхности вкладышей и соответствующей шейки коленчатого вала и положить отрезок калиброванной пластмассовой проволоки на ее поверхность. В зависимости от вида проверяемой шейки установить на шейке шатун с крышкой или крышку коренного подшипника и затянуть гайки или болты крепления. Гайки шатунных болтов затянуть моментом 6,5 кгс·м, болты крепления крышек коренных подшипников — моментом 8,75-9,75 кгс·м.
Снимите крышку и по шкале, нанесенной на упаковке, по сплющиванию проволоки определите величину зазора, который составляет 0,020-0,046 мм для коренных и 0,020-0,055 мм для шатунных шеек. Если зазор не укладывается в эти пределы, заменить вкладыши новыми. Если шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то вкладыши заменить ремонтными (увеличенной толщины).
Если шейки коленчатого вала шлифуются, следует сохранить обкатанные галтели в растворе угла не менее 140° как можно ближе к соседним шейкам (см. рисунок).
Сектора сохранения обкатанных галтелей
Проверка выступания гильз относительно плоскости блока цилиндров
Уплотнительные кольца (см. фото) гильзы предназначены только для обеспечения плотности посадки гильзы.
Проверка выступания гильз относительно плоскости блока цилиндров
Гильза непосредственно упирается в блок цилиндров и ее выступание зависит от размеров, полученных при изготовлении.
Выступание гильз без уплотнительных колец или со сплющенными кольцами должно быть в пределах 0,05-0,12 мм, при этом опорные поверхности гильз и блока должны соприкасаться.
Проверить выступание гильз относительно плоскости блока цилиндров при помощи приспособлений Mot. 251-01 и Mot. 252-01.
Зажать приспособление Mot. 252-01, используя приспособление Mot. 853, с целью получения хорошего контакта гильз с блоком цилиндров.
Постепенно затянуть болты крепления моментом 5 кгс·м.
В случае, если выступание гильз не укладывается в вышеуказанные пределы, установить комплект новых гильз без уплотнительных колец и проверить их выступание, чтобы убедиться в дефектности блока цилиндров или гильз.