Смазать моторным маслом коренные шейки коленчатого вала и уложить в коренные подшипники коленчатый вал. Подсоберите крышки коренных подшипников с вкладышами, за исключением крышки заднего (5-го) коренного подшипника, и установите их на постели блока. Затянуть болты крепления крышек моментом 8,75-9,75 кгс·м.
Обезжирить поверхности блока цилиндров, соприкасающиеся с опорными поверхностями крышки заднего коренного подшипника.
Нанести тонкий слой герметика типа CAF 4/60 THIXO на опорные поверхности «Б» (см. рисунок) блока цилиндров.
Поверхности «Б» блока цилиндров, на которые необходимо нанести герметик
Установить крышку заднего коренного подшипника и затянуть болты ее крепления моментом 8,75-9,75 кгс·м. При помощи шприца ввести герметик типа CAF 4/60 THIXO в канавки крышки. Как только герметик начнет выступать из стыков, прекратить нагнетание. Удалить ветошью излишки герметика.
Нагнетание шприцом герметика в пазы крышки заднего коренного подшипника
Прочистить проволокой масляные каналы, чтобы убедиться в том, что они не закупорены.
Убедиться в свободном вращении коленчатого вала.
Установить вкладыши в шатуны (вкладыши имеют сверления для прохода масла для охлаждения днищ поршней), смазать моторным маслом рабочие поверхности вкладышей и шейки коленчатого вала.
Установить гильзы с поршнями и шатунами в блок цилиндров с учетом следующего:
- обратить внимание на относительное положение гильз между собой;
- плоские выступы в верхней части гильз должны быть параллельны;
- вихревые камеры поршней должны быть направлены в сторону промежуточного вала (см. фото);
- смазочные отверстия в нижних головках шатунов должны быть направлены в сторону, обратную промежуточному валу (см. фото).
Ориентирование гильз в сборе с поршнем и шатуном при установке в блок двигателя. Стрелкой показана вихревая камера на днище поршня
Установить шатуны на шейки коленчатого вала. При этом вставить в нижние головки шатунов новые болты.
Установить в крышки шатунов вкладыши, смазать моторным маслом рабочую поверхность вкладышей. Установить крышки на шейки коленчатого вала в соответствии с нанесенными при разборке метками. При этом смазочные отверстия на крышках должны быть обращены к промежуточному валу (см. фото).
Ориентирование шатунов в блоке цилиндров
Затянуть гайки шатунных болтов моментом 6,5 кгс·м.
Проверить свободное вращение кривошипно-шатунного механизма и убедиться в отсутствии заеданий.
Установить на блок приспособление Mot. 521-01 для удержания гильз цилиндров и постепенно затянуть болты и гайки моментом 5 кгс·м, чтобы сжать уплотнительные кольца гильз и избежать их перемещений.
Очистить днища поршней от нагара.
Провернуть коленчатый вал на один оборот по направлению вращения, чтобы привести поршень 1-го цилиндра в положение, близкое к ВМТ.
Установить на поршень приспособление Mot. 252-01, оборудованное индикатором на стойке Mot. 252-02, подвести щуп индикатора до соприкосновения с блоком цилиндров и вывести поршень в ВМТ, проворачивая коленчатый вал по направлению вращения.
Не нажимая на приспособление и на поршень во время снятия показаний индикатора, измерить выступание поршня последовательно в двух диаметрально противоположных точках на днище поршня. Выступание поршня является средним арифметическим результатом измерений.
Пример. Выступание поршня, измеренное с одной стороны, равно 0,83 мм, а с противоположной стороны — 1,09 мм. Выступание поршня будет: (0,83+1,09):2=0,96 мм.
Таким же образом определить выступание других поршней.
Определить наибольшее значение выступания поршня и в зависимости от него подобрать прокладку головки цилиндров нужной толщины (см. рисунок стр. 21):
- если выступание поршня менее 0,96 мм, выбрать прокладку толщиной 1,6 мм, маркированную двумя отверстиями;
- если поршень выступает на 0,96-1,04 мм, выбрать прокладку толщиной 1,7 мм, маркированную одними отверстием;
- если выступание поршня более 1,04 мм, выбрать прокладку толщиной 1,8 мм, маркированную тремя отверстиями.
Смазать задний сальник коленчатого вала по наружному диаметру моторным маслом. Надеть сальник на оправку Mot. 788 и запрессовать его до упора, ударяя по торцу оправки.
Действуя аналогично, но используя оправку Mot. 789, запрессовать передний сальник коленчатого вала.
Предупреждение. Запрессовывать сальники следует очень осторожно, чтобы не повредить их рабочие кромки.
Установить на передний конец коленчатого вала распорную втулку, вставить в паз шпонку, установить зубчатый шкив установочной меткой в сторону от блока цилиндров.
При необходимости запрессовать во фланец коленчатого вала передний подшипник первичного вала коробки передач, предварительно смазав его наружное кольцо специальным клеем типа Loctite «Frenbloc».
Нанести слой герметика типа Loctite Autoforme на прилегающую к коленчатому валу поверхность маховика и установить маховик на вал.
Заблокировать маховик фиксатором Mot. 582. Нанести на резьбу новых болтов крепления маховика одну-две капли специального клея типа Loctite Frenetanch, затянуть болты моментом 5,5-6,0 кгс·м. Застопорить болты, отогнув замки на единственные грани болтов.
Установить на блок головку цилиндров, поставив прокладку требуемой толщины.
Установить масляный насос и установочные втулки насоса, заменив бумажные прокладки. Затянуть болты крепления моментом 4,0-4,5 кгс·м.
Установить промежуточный вал и закрепить его упорным фланцем.
Установить на место держатель сальника промежуточного вала с новой бумажной прокладкой. Запрессовать в держатель новый сальник, лучше всего с помощью оправки Mot. 790, чтобы не повредить рабочую кромку сальника. Отцентрировать держатель.
Оправка Mot. 790 для запрессовки сальника промежуточного вала
Примечание. На резьбу болтов крепления держателя сальника промежуточного вала необходимо нанести одну-две капли специального клея типа Loctite Frenetanch, чтобы избежать просачивания масла через сквозные резьбовые отверстия блока цилиндров.
Вставить шпонку в паз промежуточного вала, установить на вал зубчатый шкив большим буртиком в сторону от блока цилиндров. Заблокировать шкив фиксатором Mot. 555 и затянуть болт крепления моментом 5,0 кгс·м.
Заполнить моторным маслом гнездо для вакуумного насоса в блоке цилиндров, чтобы избежать заклинирования шестерни при запуске двигателя. Установить вакуумный насос вместе с приводным валом, направив стопорное кольцо к масляному насосу.
Проверить свободное вращение узла промежуточный вал — вакуумный насос — масляный насос.
Установить натяжной ролик ремня привода распределительного вала, отрегулировать зазор 0,1 мм между кронштейном натяжного ролика и регулировочным болтом (см. рисунок).
Поставить на место водяной насос вместе с пружиной и толкателем натяжителя зубчатого ремня.
Установить держатель масляного фильтра, затянуть его на один оборот, поставить стопорную пластину с новой бумажной прокладкой, присоединить трубопровод вентиляции картера двигателя. Поставить масляный фильтр.
Установить на место валик коромысел (обратить внимание на ю, что 1-й подшипник имеет одну центровочную втулку, 5-й подшипник их имеет две), вставить упорный фланец в проточку распределительного вала.
В дальнейшем сборка двигателя ведется в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- выполнить операции по установке головки цилиндров;
- проверить установку начального угла опережения подачи топлива ТНВД.
После установки двигателя на автомобиль отрегулировать приводы, залить жидкость в систему охлаждения и удалить из нее воздух, прокачать систему питания.
Дать поработать двигателю в течение 20 мин, охладить его в течение не менее 2 ч, подтянуть болты крепления головки цилиндров нужным моментом, соблюдая порядок затяжки.
Проверить зазоры в механизме привода клапанов.