Замечание. Головку блока цилиндров двигателя можно снять в сборе или после частичной разборки (снять распределительные валы). Оба варианта показаны на двигателе 21124 (1,6i). На двигателе 2112 (1,5i) работа выполняется аналогично (особенности см. в тексте).
Снятие
1. Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость (см. "Охлаждающая жидкость - замена").
2. Снимаем заднюю крышку ремня привода ГРМ (см. "Распределительные валы двигателей 2112 и 21124 (16v) - снятие и установка").
3. Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. "Крышка головки блока цилиндров двигателей 2112 и 21124 (16v) - снятие и установка").
Замечание. Если головка блока цилиндров снимается для ее последующего ремонта, лучше ее частично разобрать до снятия:
- а) снимаем распределительные валы (см. "Распределительные валы двигателей 2112 и 21124 (16V) снятие и установка");
- б) извлекаем из посадочных мест гидротолкатели (см. "Гидротолкатели клапанов двигателей 2112 и 21124 (16V) снятие и установка");
- в) снимаем топливную рампу (см. "Топливная рампа двигателя 2112 (1,5i 16V) - снятие, разборка, сборка и установка", или "Топливная рампа двигателя 21124 (1,6 16V) - снятие, разборка, сборка и установка");
- г) снимаем датчик положения распределительного вала (см. "Датчик положения распределительного вала - проверка и замена");
- д) отсоединяем от кронштейна двигателя верхнюю штангу крепления силового агрегата (см. "Верхняя штанга крепления двигателей 2112 и 21124 (16v)").
Если разборка головки блока цилиндров не требуется (например, для замены прокладки головки блока цилиндров), снимать ее следует в сборе с распределительными валами, корпусом подшипников, топливной рампой, датчиками давления масла и положения распределительного вала.
4. Отсоединяем верхнюю штангу крепления силового агрегата от кронштейна головки блока цилиндров (см. "Верхняя штанга крепления двигателей 2112 и 21124 (16v)").
5. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем три гайки крепления кронштейна штанги.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374502.jpg)
6. Снимаем кронштейн со шпилек.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374503.jpg)
7. На двигателе 21124 снимаем выпускной коллектор (см. "Выпускной коллектор двигателя 21124 (1,6i 16v) - снятие и установка, замена прокладки"). На двигателе 2112 снимаем выпускной коллектор (см. "Выпускной коллектор двигателя 2112 (,5i 16V) - снятие и установка, замена прокладки") и впускной трубопровод (см. "Впускной трубопровод двигателя 2112 (1,5i 16v) - снятие и установка, замена прокладки").
8. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления наконечника провода "масса" и отсоединяем его от головки блока.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374504.jpg)
9. Ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления наконечника провода отрицательного вывода аккумуляторной батареи и снимаем наконечник со шпильки.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374505.jpg)
10. Чтобы не повредить разъемы датчиков, отсоединяем провода от датчиков температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем (см. "Датчик температуры охлаждающей жидкости - проверка и замена") и от указателя температуры (см. "Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости - проверка и замена"), а также от датчика положения распределительного вала, если снимаем головку блока цилиндров в сборе (см. "Датчик положения распределительного вала - проверка и замена").
11. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем две гайки крепления корпуса термостата.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374506.jpg)
12. Снимаем корпус термостата со шпилек головки блока цилиндров и, не отсоединяя шлангов, отводим его в сторону.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374507.jpg)
13. Снимаем уплотнительную прокладку.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374508.jpg)
14. Шестигранным ключом на 10 мм отворачиваем десять болтов крепления головки к блоку цилиндров в указанной последовательности.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374509.jpg)
Последовательность отворачивания болтов крепления головки
15. Снимаем головку с блока цилиндров в сборе...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374510.jpg)
... или со снятыми распределительными валами.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374511.jpg)
16. Снимаем прокладку головки блока цилиндров.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374512.jpg)
17. Чтобы не потерять, вынимаем две направляющие втулки из посадочных мест в блоке цилиндров.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374513.jpg)
Установка
1. Промываем головку блока цилиндров от грязи и отложений керосином или дизельным топливом.
2. Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров (под болты крепления головки блока) остатки масла и охлаждающей жидкости.
3. Очищаем привалочные плоскости головки и блока цилиндров от остатков старой прокладки, обезжириваем плоскости растворителем.
Предупреждение! При установке головки блока цилиндров всегда используйте новую прокладку. Попадание масла на поверхность прокладки недопустимо
4. Устанавливаем направляющие втулки головки в посадочные места блока цилиндров. Укладываем на блок цилиндров прокладку, при этом направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия прокладки.
5. Устанавливаем на блок цилиндров головку. Слегка перемещая головку из стороны в сторону, добиваемся того, чтобы направляющие втулки вошли в соответствующие углубления головки.
Предупреждение! Повторное использование болтов крепления головки блока цилиндров допускается только в том случае, если их длина не превышает 100 мм
6. Штангенциркулем или слесарной линейкой измеряем длину болтов. Болты длиной более 100 мм заменяем.
7. Перед установкой окунаем резьбовую часть болтов в моторное масло, и даем маслу стечь, выждав около получаса.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374514.jpg)
8. Устанавливаем в отверстия головки болты ее крепления. Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в три приема - сначала моментом 20 Н·м (2 кгс·м) затем доворачиваем болты на 90° и потом еще раз доворачиваем болты на 90°. При этом соблюдаем очередность, указанную на фото.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/374515.jpg)
Последовательность затяжки болтов крепления головки
Дальнейшую сборку двигателя выполняем в обратной последовательности.