2. Перед установкой колец на поршни следует проверить зазоры в их замках, устанавливая кольца в цилиндры.
3. Разложите кольца и поршни в соответствии с нумерацией цилиндров. Уложите блок на бок так, чтобы был доступ к коленвалу и верхней привалочной поверхности (к головке).
4. Возьмите верхнее компрессионное кольцо первого поршня и установите его в верхнюю часть первого цилиндра. Протолкните его поршнем в глубь цилиндра до предела хода поршня, чтобы быть уверенным в том, что оно расположилось в плоскости сечения цилиндра. Обратите внимание на различия в форме верхнего и второго компрессионных колец. Второе кольцо внизу имеет выточку — скребок.
5. Измерьте зазор в замке набором плоских щупов.
6. Повторите процедуру, устанавливая кольцо в среднее и верхнее положение в цилиндре. Сравните результаты измерения со Спецификациями.
7. У новых колец замок должен быть не меньше, чем указанный в Спецификациях. Маловероятно, но если зазор в замке меньше допустимого, кольцо следует «припилить» тонким надфилем — это будет последнее средство, но лучше сделать так, если нет иного выбора: если кольцо сомкнется при работе, двигатель будет серьезно поврежден. Зажмите кольцо в струбцину с мягкими (например, медными) губками и водите торцом кольца по надфилю, держа кольцо строго вертикально относительно надфиля. Не спешите, снимайте металл понемногу с обоих торцов. Кольца хрупкие — их легко сломать.
8. Совершенно невероятно, если зазор в замках новых колец окажется слишком велик. Убедитесь в том, что вы взяли кольца именно нужного размера, для того именно двигателя.
9. Проверьте зазоры в замках всех колец, не перепутав при этом комплекты.
10. Кольца следует устанавливать на поршни только после проверки всех размеров.
11. Устанавливайте новые кольца на поршни, надевая их через днище поршня, начиная с маслосъемного кольца. Трехкомпонентное маслосъемное кольцо на бензиновых двигателях устанавливают в следующем порядке: расширитель, затем два скребка с двух сторон. Надписи на кольцах должны быть обращены вверх. Для установки воспользуйтесь плоскими щупами, также как и при снятии, чтобы не повредить поршни. Обратите внимание на то, что второе компрессионное кольцо имеет ступеньку-скребок, которая должна смотреть вниз (см. рис.). Будьте осторожны при обращении с компрессионными кольцами — они очень хрупкие, не разводите их слишком широко.
Рис. 13.11, а. Компоненты поршневых колец — бензиновые модели: 1. Верхнее компрессионное кольцо; 2. Второе компрессионное кольцо; 3. Трехкомпонентное маслосъемное кольцо
Рис. 13.11, 6. Компоненты поршневых колец — дизельные модели: 4. Верхнее компрессионное кольцо; 5. Второе компрессионное кольцо; 6. Трехкомпонентное маслосъемное кольцо
Примечание: Всегда отдавайте приоритет инструкциям изготовителя колец — процедуры у разных изготовителей могут иметь отличия. Перепутать местами верхнее и нижнее компрессионные кольца достаточно сложно: они имеют разные сечения.
12. Установив все кольца, разведите их зазоры под углом в 120° друг от друга. Трехкомпонентное маслосъемное кольцо разводится так: зазоры обоих скребков должны быть разведены под углом 90°.