2. Определите на ощупь выработку в верхней части цилиндра (у огневого пояска). Некоторые специалисты рекомендуют перед снятием поршней снимать этот выступ (например, разверткой), якобы он может повредить поршневые перегородки при снятии поршня. Если это так, то все равно такой изношенный цилиндр подлежит расточке, а поршень — замене вместе с поршневыми кольцами. Сломаются они или нет — место им в мусорном контейнере.
3. Проверьте наличие и совпадение идентификационных номеров на шатунах и крышках. Если их нет, керном или шрифтом нанесите свои, чтобы установить.
Рис. 7.3. Нанесите метки на шатунные крышки в соответствии с нумерацией цилиндров
все детали на свои места и в том же положении (см. рис.).
4. Отверните два болта крепления крышки шатуна. Обстучите крышку обрезиненным молотком, чтобы стронуть. Снимите вкладыши. Обратите внимание на то, что для сборки требуются новые болты крепления крышек. Вкладыши подлежат замене всегда.
5. Протолкните шатуны вверх и снимите их с двигателя вместе с поршнями. Если верхний вкладыш прилип к шатунной головке, снимите и его.
6. Установите крышку на шатун, соблюдая ее ориентацию. На некоторых двигателях установлены шатуны не с обработанными, а «ломаными» стыками крышек. Постарайтесь не повредить такую поверхность, иначе при сборке вкладыш не сядет правильно и потребуется новый шатун.
7. На днище поршня должна быть стрелка, указывающая в направлении ремня ГРМ. Если стрелки не видно, нанесите свою.
8. Повторите операцию с остальными поршнями/шатунами.
Проверка
9. Перед началом обследования поршней и шатунов их нужно очистить от грязи и нагара, отмыть, снять старые кольца.
10. Аккуратно разожмите кольца над поршнем и снимите их вверх. Применение двух-трех плоских щупов облегчит работу и не даст кольцам упасть в пустые канавки поршня (см. рис.). Старайтесь не поцарапать поршни острыми краями колец. Кольца хрупкие и могут сломаться, если их растянуть слишком широко. Они еще и очень острые — берегите руки и пальцы. Третье (маслосъемное) кольцо состоит из трех частей — пружины и двух тонких разрезных колец. Всегда снимайте кольца через верх поршня. Если старые кольца будут устанавливаться вновь, храните их вместе с соответствующими поршнями.
Рис. 7.10. Снятие поршневых колец с помощью плоских щупов
11. Соскребите с днища поршня все следы нагара. Ручная проволочная щетка или кусок наждачной бумаги помогут удалить основную часть нагара. Теперь должна быть видна маркировка поршня, нанесенная на днище.
12. Удалите нагар из канавок поршня, используя старые кольца или их обломки (не порежьтесь острыми кромками колец). Удаляйте только нагар, не снимайте металл и не царапайте канавки.
13. Закончив чистку поршней, отмойте керосином или другим подходящим растворителем шатуны, высушите их как следует. Убедитесь, что отверстия для пропуска масла в канавках поршней не забиты нагаром.
14. Если поверхность цилиндра не повреждена существенно и блок не требует расточки, можно использовать и прежние поршни. Естественный износ поршня выглядит как равномерный износ трущейся стенки поршня, незначительная подвижность верхнего компрессионного кольца в канавке. При любых снятиях/установках поршней их кольца следует заменять.
15. Проверьте отсутствие трещин в юбках всех поршней, в зоне отверстий для поршневых пальцев и перегородок поршневых колец.
16. Убедитесь в отсутствии задиров и износа на юбке поршня, обгоревших участков на краях днища.
17. Если юбка имеет задиры, возможно двигатель был перегрет или неверный процесс сгорания провоцировал слишком высокие рабочие температуры. Тщательно обследуйте системы смазки и охлаждения.
18. Прогары в днище или подгоревшие кромки днища говорят также о ненормальном процессе сгорания (детонация или калильное зажигание).
19. Если такие дефекты налицо, причины должны быть найдены и устранены, иначе все повреждения повторятся снова. Причинами могут быть неверно установленный начальный момент впрыска топлива, прохудившаяся форсунка, подсос воздуха, попадание в камеру сгорания охлаждающей жидкости.
20. Коррозия поршня в форме питтинга говорит о проникновении охлаждающей жидкости в камеру сгорания и, возможно, в картер. Эти неполадки нужно устранить, или же они останутся и в восстановленном двигателе.
21. Проверьте все шатуны на отсутствие трещин в области головок. Шатун не должен быть изогнут, оси головок должны быть параллельны друг другу. Такие повреждения случаются редко, только если двигатель был сильно перегрет или его клинило по другим причинам. Детальное исследование шатуна возможно только с помощью профессионального оборудования, имеющегося в специализированной мастерской или у дилера.
22. На всех двигателях пальцы имеют плавающую посадку с двумя стопорными кольцами в бобышках поршня. Если требуется, поршни снимаются следующим образом.
23. Снимите одно из двух стопорных колец. Вытолкните поршневой палец (см. рис.).
Рис. 7.23. Вытолкните поршневой палец, чтобы снять шатун
24. Если есть сомнения в пригодности каких-либо деталей цилиндропоршневой группы, обратитесь к специалистам по ремонту моторов. Необходимую расточку производят в специализированных мастерских.
25. Если изношен хотя бы один поршень, замене подлежит весь комплект.
26. Установите новое кольцо в соответствующую канавку поршня и проверьте осевой зазор с помощью набора плоских щупов (см. рис.). Обратите внимание на то, что кольца — разной толщины, каждое предназначено для установки в свои канавки. Если зазор превышает предельный (см. Спецификации), все поршни подлежат замене (см. п. выше).
Рис. 7.26. Измерение зазора в паре кольцо/ канавка с помощью набора плоских щупов
27. Проверьте плотность посадки поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головке шатуна. Если палец из поршня/шатуна выпадает под собственным весом, его можно заменить на более полный. Обратитесь за справками о наличии запасных частей и разрешением сомнений к дилеру компании Volvo или специалисту по ремонту моторов.
28. Проверив все компоненты, приобретите необходимые запасные части. Новые поршни поставляются в комплекте с поршневыми кольцами, пальцами и стопорными кольцами. Стопорные кольца также можно приобрести отдельно.
29. Смажьте поршневой палец моторным маслом или сборочным желе. Установите поршень на шатун, совместив ориентировочные метки. Установите стопорные кольца пальца. Замок стопорного кольца должен смотреть вниз.
30. Повторите эту операцию с остальными поршнями.